Психодрама как метод психологического воздействия в наркологии

Психодрама — это метод психотерапии. Как и зачем он используется

Психодрама как метод психологического воздействия в наркологии

Психология знает много методов групповой психотерапии. Один из них – метод психодрамы. Это театрализованное проигрывание проблемных ситуаций, помогающее людям лучше понимать свой внутренний мир, особенности других людей.

Вместе с тем это отличный способ раскрытия творческого потенциала. Психодрама помогает человеку изменить восприятие, самовосприятие, отношение, самоотношение, поведение.

В результате повышается продуктивность жизни личности и ее взаимоотношений.

Суть метода

Основатель метода – американский психиатр, психолог, социолог Якоб Леви Морено. Сам ученый воспринимал психодраму не только как метод психотерапии и творчества, но и как отдельную форму искусства, философию жизни.

Теория психодрамы – одна из самых неопределенных в психологии. Основатель не оставил четких инструкций, описаний, тезисов, положений, правил. Не существует даже общего определения для термина «психодрама». Попытки изучить метод, структурировать теорию продолжаются до сих пор.

Психодрама – разыгрывание ролей, игры с элементами импровизации, близкие к театральным постановкам. Основа метода – детские игры. Психодрама заставляет взрослых людей вернуться в детство, дать волю фантазии, отдаться игре. В игре нет запретов. Там можно кричать, вести себя развязно или наоборот быть слабым – ведь это маска, роль.

Метод психодрамы используют для восстановления семейных, трудовых, любовных, дружеских отношений. Психодрама – универсальный способ стабилизации, гармонизации состояния группы и ее отдельных участников.

Структура психодрамы

Основатель метода выделял три главных компонента успешной социодрамы: теория ролей, теория спонтанности, социометрия. Давайте рассмотри каждый из них подробнее.

Теория ролей

В теории психодрамы роль – это:

  • привычное поведение человека;
  • опыт, состоящий из личных, общественных и культурных элементов;
  • форма поведения, функционирования, которую человек принимает в конкретный момент времени в ответ на определенную ситуацию.

Люди и в реальной жизни играют множество ролей. Морено разделил их на категории:

  • Психосоматические: все, что связано с телом. Например, роль человека, поедающего пищу.
  • Психические: все, что определяет эмоции и состояния. Например, роль страдальца.
  • Социальные роли. Характеризуют поведение человека в отношениях с другими людьми.
  • Интегративные роли. Подразумевают все, что находится на духовном, надындивидуальном уровне. Например, роль любящего человека, верующего, создающего.

В норме человек играет каждую из названных ролей. Меняется только соотношение и выраженность ролей. Но развиваются они постепенно, вместе с развитием человека. Скачки с одного уровня на другой вызывают личностные деформации, патологии.

Некоторые роли консервируются и становятся стереотипным для личности поведением.

Теория спонтанности

Креативность, реакция на новые условия или новая реакция на старые ситуации. Это энергетический порыв, который или выходит, или подавляется. Психодрама учит конструктивному выражению спонтанности и контролю над ней. Речь идет о творчестве во всех его проявлениях, в том числе творческом подходе к жизни.

Социометрия

Метод определения характера взаимоотношений в группе, симпатий и антипатий. Результат обследования – социограмма, или психологический портрет группы. Подробнее о методе социометрии читайте в статье «Социометрия как метод в психологии».

Типы взаимоотношений с позиции психодрамы

Теория психодрамы рассматривает три типа взаимоотношений: перенос, эмпатия, теле:

  1. Перенос подразумевает наделение другого человека своими негативными, нежелательными качествами. Восприятие другого человека в этом случае неадекватно.
  2. Эмпатия (вчувствование) подразумевает умение вообразить себя в роли другого человека. Задействован когнитивный и эмоциональный компонент. Достигается эмпатия путем проигрывания роли другого. Это помогает увидеть ситуацию глазами другого человека.
  3. Теле – адекватное восприятие участниками друг друга, взаимопонимание, взаимное чувствование. Понимание тяги или отторжения друг от друга.

Признак психического здоровья – адекватное самовосприятие, восприятие других и их отношения к человеку, взаимодействие с другими, основанное на эмпатии и теле.

Практика психодрамы

Психодраму можно проводить как индивидуальную терапию, но лучше использовать этот метод для групповой работы.

Условия проведения

  • Оптимальная численность группы – 6-9 человек. Однако известны случаи успешной практики в залах численностью до 100 человек.
  • Состав группы лучше делать «разношерстным». Вместе с тем нужно быть внимательным к мелочам, предотвращать возможные проблемы, вызванные большой разницей в возрасте, социальном статусе или психическом состоянии. Однородность состава оправдана только в группах узкой направленности, например, для анонимных наркоманов. В остальных случаях гетерогенность помогает максимально реально воссоздавать ситуации общества.
  • Продолжительность одного занятия и курса устанавливается индивидуально, но в любом случае важна регулярность, системность. Выбирая временные рамки, нужно помнить о сохранении чувства групповой сплоченности, актуальности переживаний от предыдущего сеанса, возможности решить все групповые и частные проблемы. Усредненный вариант терапии: встречи один раз в неделю, длина сеанса – 1,5-2 часа.
  • Индивидуально определяется тип группы: полностью открытая, полностью закрытая, с возможностью выхода, с возможностью входа, с невозможностью выхода, с невозможностью входа.
  • Важно общение на «ты», употребление настоящих имен.

Кроме того, обязательно соблюдение двух главных принципов занятий: конфиденциальность и безоценочность суждений. Нельзя выносить информацию за пределы группы, нельзя оценивать слова и действия участников.

В процессе занятий случайные участники должны стать единым социальным организмом, коллективом. Задача организатора – создать атмосферу доверия, открытости, взаимопомощи. В связи с этим важна регулярная проработка групповых проблем, рефлексия, социометрия, анализ социограммы.

Должности и элементы

Классическая психодрама выделяет 5 компонентов: протагонист, ведущий, вспомогательные «я», зрители, сцена. Рассмотрим их подробнее:

  1. Протагонист – главный субъект занятия. Проблемы этого участника разбираются в первую очередь. Сам член группы, удостоившийся роли протагониста, является одновременно актером, режиссером, драматургом. С помощью других участников он воспроизводит личный опыт, разбирается в себе и своем окружении. Ограничение только одно: не оказывать физического влияния на других участников. В остальном – полная свобода творчества.
  2. Руководитель, организатор группы. Побуждает к активности, направляет, помогает. Он терапевт, режиссер, катализатор одновременно. Руководитель наблюдает, оценивает, планирует, организует игры и сцены.
  3. Вспомогательные «я» – участники, которых протагонист выбрал для воплощения ролей в своем сценарии. Вспомогательные «я» выступают в роли психотерапевтов, посредников между ведущим и протагонистом, реальных или воображаемых людей, в том числе проекций и переносов протагониста. Они импровизируют, но направление движения диктует протагонист и ведущий.
  4. Зрители – участники, которые не задействованы в играх. Они просто наблюдают со стороны.
  5. Сцена – место, на котором разворачивается действие. Правил опять же нет: нарисованный мелом круг, полукруг из людей или стульев, реальная сцена в театре.

По желанию протагониста и ведущего могут быть использованы любые элементы декора: грим, стулья, цветы, книги, одежда, украшения и т. д. Можно добавить любой антураж, если это необходимо протагонисту для проигрывания своих проблем.

Личность ведущего

Ведущий – постоянное лицо. В отдельных случаях выбираются два ведущих, которые договариваются между собой о распределении работы. Не каждый человек подходит для этой роли.

Требования к личности ведущего:

  • знание и понимание теории психодрамы, ее методов;
  • искренность;
  • открытость;
  • мужественность, решительность;
  • креативность;
  • богатая фантазия;
  • способность быстро и адекватно реагировать на непредвиденные ситуации;
  • видение потенциала группы, позитивное отношение, стойкость убеждений;
  • уверенность в себе и успехе группы;
  • умение воодушевить, вдохновить;
  • лидерские качества;
  • умение располагать к себе, побудить рассказать что-то тайное;
  • чувство юмора;
  • способность поддерживать, стимулировать, провоцировать;
  • склонность к риску.

Спонтанность и творчество приводят к личностным изменениям. Ведущий должен сам обладать этими качествами и побуждать к спонтанности и творчеству других участников.

Фазы психодрамы

Каждый сеанс имеет 3 составляющие: разогрев, действие, шеринг:

  1. Разогрев подразумевает создание доверительной атмосферы, упражнения на сплочение группы, настрой участников на обсуждение личных проблем. На этом этапе члены группы определяют, о чем сегодня хотят поговорить.
  2. Основная часть подразумевает определение сцены и темы, выход протагониста на сцену, подбор конкретной ситуации из недавно случившихся, обсуждение ожиданий от работы, саму игру.
  3. Шеринг – обсуждение, рефлексия, обмен эмоциями, чувствами, переживаниями, ассоциациями. Важно избегать суждений, интерпретаций всего происходящего. На этом этапе протагонист выходит из роли, приобретает эмоциональное равновесие, понимает, что он не одинок в проблеме. Другие участники также понимают распространенность своих трудностей. Шеринг обязательно проводится в круге.

Последний этап способствует дополнительному сплочению группы.

Техники психодрамы

В классической теории техник психодрамы три:

  • Дублирование. Участники из числа зрителей иногда включаются в игру, изображают альтер эго главного героя. Озвучивают подавляемые мысли, чувства, эмоции, желания. Протагонист подтверждает или отрицает сказанное. Если подтверждает, то самостоятельно повторяет слова дублера.
  • Зеркало. Протагонист становится наблюдателем, а на его роль выбирается другой участник из второстепенных «я». Он копирует поведение, речь, мимику, жесты, позы протагониста. С позволения или по инициативе ведущего заостряет внимание на некоторых особенностях протагониста. Тот, в свою очередь, имеет возможность посмотреть на себя со стороны, самостоятельно разобраться в проблемах, ошибках.
  • Обмен ролями. На некоторое время протагонист меняется ролями с кем-то из вспомогательных «я». Меняться можно неоднократно. Это помогает протагонисту прочувствовать другого человека, увидеть мир его глазами и понять свое отношение.

Это лишь базовые техники. В современной практике их намного больше, допускается комбинирование методов. Каждая техника обладает своими особенностями проведения и противопоказаниями. Использовать психодраму вправе человек, имеющий соответствующее образование, хорошо разбирающийся в теории и практике.

Послесловие

Метод психодрамы относится к числу угасающих методов. Его все реже используют. Возможно, дело в том, что психодрама требует не только обширных профессиональных знаний, богатого опыта, но и высокоразвитой интуиции, креативности, спонтанности, фантазии.

Источник: https://psychologist.tips/3510-psihodrama-eto-metod-psihoterapii-kak-i-zachem-on-ispolzuetsya.html

Психодрама как метод психологического воздействия в наркологии

Психодрама как метод психологического воздействия в наркологии
@nark_net

Метод психодрамы широко применяется в наркологии и психиатрии, так как является отличным инструментом для поиска, осознания, разбора личных проблем и создания путей для их решения.

Психодрама Якоба Морено – что это?

Якоб Морено (1889-1974) – врач, специализировавшийся на групповой психотерапии. Он знаменит тем, что придумал новый метод психологического консультирования и лечения – психодраму.

Психодрама ведет отсчет с 1921 года, когда впервые доктором Морено была представлена театральная постановка с участием приглашенных актеров.

После первоначального провала постановки доктор продолжил углубленное изучение и совершенствование нового метода, основал целый институт в США по внедрению психодрамы и получил патент на изобретение.

Переехав в Америку, Якоб Морено стал открывать центры по лечению людей с различными психологическими трудностями и заболеваниями, объединяя их в группы и записывая «уроки» на магнитофонную ленту.

Учеников у врача было множество, поэтому за прошлый век метод психодрамы широко распространился по миру, и в наше время применяется на всех континентах без исключения.

Регулярно проводятся съезды и конференции последователей Морено, выпускаются книги и научные статьи по методике психодрамы. Так что же это такое, в чем суть метода?

Классическая психодрама – групповая лечебная терапия, основным инструментом которой становится драматическая импровизация. Это помогает подробно изучить, что творится в душе человека, понять, каковы предпосылки для тех или иных проблем.

Любой человек живет в социуме, поэтому именно в группе могут решиться многие его проблемы. Якоба Морено не устраивало обычное посещение пациентом психотерапевта и спокойное повествование о своих трудностях: только активное участие человека, его близких, семьи и друзей, воссоздание жизненных ситуаций поможет разобраться в себе и понять, где скрыт «корень зла».

В отличие от изобретенной доктором Морено классической психодрамы сейчас появилась такая ее разновидность, как монодрама, или индивидуальная работа с пациентом для раскрытия его потенциала и увеличения тяги к адекватному мировосприятию и поведению. И все-таки чаще используется именно групповая терапия, которая в течение многих десятилетий позволяет исцелиться людям с психологическими трудностями.

Кому поможет?

Психодрама активно используется в лечении:

  • Наркозависимости;
  • Алкоголизма;
  • Коррекции отклонений в поведении (девиантное поведение);
  • Неврозов и психопатий пограничных форм (не требующих более активного вмешательства).

Формы, виды и техники психодрамы в наркологии

Как уже было сказано, выделяют два вида психодрамы – классическая (групповая) и индивидуальная, или монодрама.

Как правило, в отношении наркозависимых и людей, страдающих алкоголизмом, используется групповой метод с размером группы 6-9 человек.

В группе меньшего размера будет слишком мало зрителей, в группе меньшего размера режиссеру слишком сложно отслеживать разные индивидуальные реакции.

Все участники группы должны быть гетерогенны по опыту, полу, способностям и т.д., но допускаются занятия и в гомогенной группе (например, среди алкоголиков с примерно одинаковой жизненной историей).

Группа может быть:

  • Открытой – целью является обретение независимости каждым участником в быстром темпе.
  • Закрытой – участники действуют более сплоченно, с использованием коллективного подхода.

Существуют такие формы психодрамы:

  1. Центрированная на протагонисте. Метод сконцентрирован на основном герое, которому помогает режиссер, ведущий, партнеры для показа реальной ситуации из собственной жизни (либо вымышленной ситуации). Итогом становится повторное переживание и осознание проблемы.
  2. Центрированная на теме. Обычно применяется во вновь созданной группе, где подбирается актуальная для всех проблема (тема), которая каждым участником обыгрывается в индивидуальном порядке (часто применяется среди алкоголиков).
  3. Направленная на группу. Основной «актер» описывает ситуацию, актуальную для всех членов группы. Примером служит группа наркоманов, которые крали из дома деньги или потеряли работу из-за своей зависимости.
  4. Центрированная на группе. Члены группы выясняют отношения и общие трудности между собой.

Основные техники, применяемые в психодраме таковы:

  1. Монолог, или самопрезентация. Это – простейшая техника, которая составлена серией ролевых действий, где протагонист изображает себя или другого человека. Он – единственный участник, старающийся довести до зрителей свою проблему и точку зрения на нее.
  2. Двойник. К протагонисту присоединяется дублер, который следит за монологом и помогает решить проблему, как только у протагониста заканчиваются мысли, говорит о недосказанном. Двойник представляет как бы внутренний голос протагониста, его субличность.
  3. Обмен ролями. В психодраме такая техника очень важна, она позволяет увидеть себя со стороны, научиться понимать других людей.
  4. Отображение, или зеркало. Протагонист наблюдает за тем, как пытаются его изобразить другие участники группы, видя себя глазами прочих людей.

Таким образом, в психодраме используются некоторые методики, которые присущи и другим методам групповой психотерапии алкоголизма и наркомании (в частности, 12 шагов), но есть и уникальные техники.

Базовые элементы

Вся группа, согласно мнению Морено, это – открытая система, целый организм.

Для измерения происходящих в группе событий было введено понятие «социометрия», которое отражает поиск партнера или нескольких партеров в группе, подходящих для разбора той или иной ситуации.

Социометрия – база, основа работы в психодраме, как и некоторые ее другие базовые элементы:

  • Роли, ролевые игры. Заданного сюжета в психодраме, в отличие от обычной театральной постановки, нет, он создается участниками группы по ходу дела. Этим методика психодрамы максимально приближается в самой жизни. Все роли пациенты выбирают сами, а терапевт помогает им и хвалит их.
  • Спонтанность. Все реакции людей в группе являются непреднамеренными, непредсказуемыми. Изначально многие участники представления могут быть закомплексованы, так как боятся той самой спонтанности в чувствах и эмоциях. Но после обретения свободы самовыражения они быстрее избавятся от своей зависимости.
  • Теле. Понятие взято у Фрейда, точнее объединяет два фрейдовских термина (трансфер, контрперенос). Вкупе получается некое сопереживание доктором чувств, состояния зависимого, а также принятие «на свой счет» эмоций между всеми участниками группы.
  • Катарсис. Согласно переводу с греческого это слово означает очищение через страдание. В психодраме катарсис – это переживание проблемы и последующее исцеление, которое во время театрального действия претерпевают основные участники группы
  • Инсайт. Означает резкое понимание проблемы, внезапную смену взгляда, что поможет избавиться от имеющейся проблемы.

Этапы проведения занятий

В методике психодрамы есть четыре основных периода, следующие друг за другом. Ниже описаны этапы проведения действия.

1.Распределение ролей, или подготовка

Психотерапевт на данном этапе распределяет роли, подбирает типажи. Важная цель – сформировать лучшую атмосферу и начать работу в нужном, оптимальном русле, а также поддерживать хорошее настроение участников группы до самого окончания представления и стимулировать импровизацию.

2. Разогрев, разминка

На «сцену» выходит протагонист, дается нужный материал для обсуждения, происходит предварительная оценка проблемы.

Разогрев включает три подэтапа:

  • Раскрепощение участников группы;
  • Усиление спонтанности в действиях;
  • Фокусирование мнений и размышлений на конкретной проблеме.

На этапе разминки зависимые выполняют некоторые упражнения, которые помогут им лучше сыграть свои роли в будущем. Вспомогательными приемами для достижения задач разогрева могут быть импровизация, живые скульптуры и т.д.

3. Психодраматическое действие

Участник группы рассказывает о какой-либо ситуации, которая его беспокоит (например, о ссоре в семье из-за наркотической зависимости). Именно это станет центральным сюжетом в предстоящем действии.

Рассказчик подробно говорит о ситуации, ее участниках. Далее члены группы разыгрывают действие психодрамы, прорабатывая реальные ситуации и слова.

Именно здесь и применяются основные техники психодрамы – монолог, двойник и другие.

4. Обсуждение

На завершающей стадии участники группы анализируют только что оконченное «представление». Изначально высказываются зрители – те, кто участия в драме не принимал. Затем о чувствах, эмоциях говорит протагонист и другие члены «труппы». Завершает обсуждение психотерапевт со своим видением ситуации.

Основные упражнения из курса

Обычно длительность общего сеанса психодрамы для зависимых (наркомания, алкоголизм) – около 50 минут, но реальные встречи могут быть и больше, и меньше по времени. Примерные временные рамки – от 15 минут до 4 часов, при этом длительность отдельных упражнений не регламентируется.

В рамках описанных выше этапов могут использоваться следующие упражнения (примеры):

  1. Пустой стул. Протагонист взаимодействует с антагонистом, периодически меняется с ним ролью, при этом сидит на стуле, который возвышается над остальными людьми для осознания силы, значимости.
  2. Персонификация. Человек наделяет себя качествами, которых ему не хватает, и пытается разыграть ситуацию уже с новыми личностными характеристиками.
  3. Возврат в прошлое. Картины из прошлого воссоздаются во время представления, а потом подробно разбираются участниками. Аналогично может пройти упражнение «шаг в будущее».
  4. Разговоры за спиной. Протагонист садится на стул спиной к остальным и слушает, как они его обсуждают.

Психологических упражнений, которые отлично подходят к техникам психодрамы, великое множество. Для конкретной ситуации их выбирает специалист, который проводит курс терапии.

Отзывы

Согласно мнению врачей, психодраматический метод выгодно отличается от тех, где «в лоб» говорят больному: не коли наркотик, не пей алкоголь. Внушение и наставление обычно действует хуже, чем прохождение реальных ситуаций, которые уже встречались в жизни.

Сами пациенты обычно бывают в полном восторге от психодрамы. За короткое время они получают шанс хорошо разобраться в себе, проработать пути решения неприятных ситуаций. Люди признают огромную роль метода в выздоровлении и, как правило, результаты от такого лечения оказываются более стойкими, чем после других методик.

Источник: https://telegra.ph/Psihodrama-06-28

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.