Парки с безграничными возможностями: что такое инклюзивный парк, и почему он нужен

Содержание

Инклюзивный город

Парки с безграничными возможностями: что такое инклюзивный парк, и почему он нужен

За последние годы привычными стали выражения «доступный город», «безбарьерная среда», «инклюзивное образование» и в целом «инклюзия»… Уже несколько лет в России реализуется многоцелевая государственная программа «Доступная среда», направленная на создание безбарьерной среды для инвалидов, защиту и поддержку людей, ограниченных в своих возможностях из-за состояния физического или психического здоровья. Утвержденная распоряжением правительства РФ практически 10 лет назад, она во многом предвосхитила ратификацию нашей страной Конвенции ООН «О правах инвалидов» в 2012 году.

Согласно конвенции ООН «О правах инвалидов», к инвалидам относятся «лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».

Однако физическая доступность среды, включающая жилье, образование, работу, транспорт, культуру и многое другое, является условием независимой, комфортной и равноправной жизни не только людей с инвалидностью, но и других групп населения — пожилых людей, детей, мам с маленькими детьми.

Да что говорить — как часто проблематично и даже опасно бывает вполне здоровым, полным сил людям передвигаться на наших улицах с высокими бордюрами, отсутствующими в нужным местах перилами.

Сегодня в Нижнем Новгороде, наверное, самая лучшая комплексная площадка по сопровождению семей, воспитывающих детей с особенностями. И детей, и уже молодых людей. Мы не только занимаемся детьми, мы обучаем специалистов. И я могу с гордостью сказать, что в Нижнем Новгороде работают лучшие специалисты в стране в этой области.

Существующие на сегодняшний день барьеры и ограничения — не только в смысле отсутствие пандусов, удобных лифтов, адаптированного общественного транспорта, а также информационного обеспечения, возможности получать образование и устраиваться на работу, порой неадекватное отношение в обществе — препятствуют доступности среды.

Однако динамика есть, и необходим ее детальный анализ и оценка. В Нижнем Новгороде, как и во всех российских городах, ситуация примерно одинаковая, и при этом своя, особенная.

Бордюры и барьеры

«Насколько Нижний Новгород комфортен для людей с ментальными нарушениями? Здесь есть несколько аспектов, — говорит заместитель председателя НРООПДИМ „Верас“ Анна Боброва. — Можно говорить о видимой или невидимой инвалидности.

Нарушение опорно-двигательного аппарата очевидно, а человек с ментальной инвалидностью может какое-то время ничем не выделяться, а потом его родственники или сопровождающие лица сталкиваются с непониманием и неприятием окружающих.

Отношенческие барьеры — одна из основных проблем, желание помочь или же откровенное отторжение бывают одинаково болезненны. Могу сказать, что общество начинает меняться и люди готовы предложить помощь, но элементарно не умеют предложить эту помощь, сразу пытаясь ее оказать.

Достаточно подойти и спросить, нужна ли помощь. Иногда само важное — как раз не уделять повышенного внимания».

Международная конференция «Эффективные технологии в образовании детей с РАС», прошедшая в апреле в Нижнем Новгороде, собрала ведущих специалистов из России и других стран по работе с особыми детьми

Что же касается городской среды, то, по словам Анны Бобровой, на вокзалах, в метро, в различных организациях очевидна нехватка указателей, инфографики, подсказок, где что находится: «Это очень важно для людей с ментальными нарушениями, но также для людей в возрасте, для людей с плохим зрением.

Люди с аутизмом по большей части визуалы, однако тактильная плитка, поручни и ограждения нашим ребятам также полезны — через тактильные ощущения они получают важную информацию об опасности, границах чего-то.

Кроме того, иногда люди с расстройствами аутистического спектра имеют проблемы с координацией, им необходима поддержка, помощь в определении направления движения — в этом отношении они схожи с людьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата или людьми с нарушением зрения».

Человек с ментальной инвалидностью может какое-то время ничем не выделяться, а потом его родственники или сопровождающие лица сталкиваются с непониманием и неприятием окружающих. Отношенческие барьеры – одна из основных проблем, желание помочь или же откровенное отторжение бывают одинаково болезненны.

У организации «Верас» наработан уникальный опыт комплексного сопровождения людей с РАС, начиная с ранней помощи и заканчивая поддержкой старших ребят и уже взрослых людей. С 2013 года совместно с фондом «Обнаженные сердца» организация реализует проект «Развитие инклюзивного и специального образования для детей с РАС в РФ», а в детских садах аналогичный проект реализуется с 2015‑го.

Ресурсный центр для детей раннего и дошкольного возраста с РАС, расстройствами поведения и коммуникации, Центр поддержки семьи «Обнаженные сердца» на базе «Верас», мастерские, где молодые люди с ментальными нарушениями могут приобретать рабочие навыки, квартира учебного проживания — все это грамотно простроенные пути социализации.

Это тоже делает город доступным, комфортным, понятным для всех.

Со 2 по 4 апреля в Нижнем Новгороде проходила Международная конференция «Эффективные технологии в образовании детей с РАС», организованная фондом помощи детям «Обнаженные сердца» — давним партнером НРООПДИМ «Верас». В рамках мероприятия было заявлено о возможности создания в регионе Ресурсного центра по подготовке специалистов.

Министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Сергей Злобин подчеркнул во время конференции: «Важно транслировать накопленный педагогический и методический опыт на большее количество педагогов, включать то, что сейчас уже доказало свою эффективность, в программы переподготовки как на базе Нижегородского института развития образования, так и на базе Ресурсного центра, который, мы надеемся, будет создан».

НРООПДИМ «Верас» последовательно создает систему сопровождения людей с ментальными нарушениями в течение всей жизни

Делать по уму

Директор Нижегородского областного центра реабилитации инвалидов по зрению «Камерата» Екатерина Махнева отмечает: «Зачастую в стремлении сделать среду доступной случаются перегибы. Нужно сделать все срочно, и выходит в результате кое-как.

Например, тактильная плитка — в Нижнем Новгороде ее практически нет, она только-только появляется на благоустроенных территориях, в новых или реконструируемых зданиях. Когда ее только начинали внедрять в Москве, случались казусы. Конечно, если все делать правильно и по делу, то это покрытие будет реально помогать людям ориентироваться.

Но вот представьте: строителям сказали, что нужно положить эту плитку, а как положить, не сказали. Поэтому кто как умел, тот так и выкладывал. Полоски, шашечки — все вперемешку, для красоты. И что в результате? Система не работает, она дезориентирует.

Квадратики с шашечками призваны предупреждать о какой-то опасности, препятствии — впереди лестница, переход. Но о чем они могут предупреждать, если выложены в шахматном порядке».

Доступность в наших головах. Кто виноват, когда водитель паркуется на тротуаре, мешая пешеходам — инвалидам по зрению, пожилым людям, мамам с колясками? Ведь это создает проблему всем, касается любого из нас, без ограничений.

Все дело в том, что при непосредственной реализации банально не привлекаются те, кто разбирается в вопросе, или же привлекаются формально, для галочки. Это касается и аппарелей, по которым зачастую невозможно спустить или поднять коляску с ребенком.

Про возможность их самостоятельного использования людьми на инвалидных колясках говорить не приходится.

Эти металлические рельсы на ступеньках могут представлять серьезную опасность для слепых и слабовидящих, для детей и пожилых людей, да и для любого другого человека, в спешке бегущего по лестнице.

В городе есть низкопольный общественный транспорт, транспорт с подъемниками, но до него еще добраться нужно — через дворы и улицы без съездов, с высокими бордюрами. Поэтому человек на инвалидной коляске, пользующийся общественным транспортом, это большая редкость. Вот вам и отсутствие системного подхода к созданию доступной среды.

«Можно периодически наблюдать подобные конвульсии во всех сферах жизни, — говорит Марина Рощина, руководитель Тифлоинформационного центра ННГУ имени Н. И. Лобачевского. — Мы вводим электронную оплату проезда, но выпускаем на маршрут автобус без кондуктора.

Пассажиры должны передать транспортную карту водителю в переполненном салоне. Но если все так и вокруг происходят различные изменения, внедряются новые технологии, то можно оснастить транспорт валидаторами.

Плохо, когда изначально хорошее, правильное делается наполовину — получается плохо и неправильно».

По данным департамента транспорта и связи городской администрации, в Нижнем Новгороде есть 20 светофорных объектов с установленной звуковой сигнализацией для слабовидящих пешеходов, еще около десяти планировалось установить до конца апреля

Тифлоинформационный центр ННГУ — это один из проектов организации «Камерата». Здесь в рамках работы университетского Центра инклюзивного образования незрячие и слабовидящие студенты интегрируются в процесс обучения.

Отсюда проводятся вебинары на всю Россию, здесь оказывают поддержку людям с нарушением зрения — содружество общественной организации и вуза приносит свои плоды, и наработанный опыт помогает инвалидам по зрению социализироваться, получая образование, приобретая профессию.

Дружелюбный город

Как часто можно видеть на улицах Нижнего Новгорода, в парках, в кремле людей на инвалидных колясках? Достаточно редко. «Общество в нашей стране довольно долгий период времени формировалось по определенным принципам. Выделяться было нельзя, да и советской стране нужны были сильные, здоровые люди для грандиозных свершений.

Инвалиды сидели по домам, общественные здания, улицы, города были для них не приспособлены, — делится Роман Пономаренко, руководитель нижегородской областной общественной организации инвалидов “Ковчег”. — И вот сейчас они начинают выходить, для них создается доступная среда и так далее.

Они выходят еще робко, хотя среди них много молодых и активных людей, но общество пока не вполне готово. А вот простой пример. На дорожке перед высотным зданием у Московского вокзала бордюрные съезды настолько крутые, что я однажды подумал: “Вот место, где создается революция”. Люди идут и ругаются.

Там и здоровый человек может ногу сломать, что уж говорить о человеке на инвалидной коляске, о маме с детской коляской! А ведь через это место ежедневно курсируют сотни, если не тысячи человек.

С какой же энергией они уходят оттуда? Такое могут сделать только временщики, безразличные к этому городу, но если ты здесь живешь, ты будешь его обустраивать, делать так, чтобы было приятно и удобно и тебе, и твоим детям. Должно быть мышление не временщика, и тогда человек будут подходить к каждому уголку своего города с тем, чтобы этот город был дружелюбным для всех.

Дружелюбный город — это важный посыл, и речь здесь идет не только о людях с инвалидностью, речь идет о комфорте для всех. Система универсального дизайна, которая развивается за рубежом, только-только приходит к нам. Пример — крупные торговые центры, где нет пандусов, куда спокойно может зайти человек с тележкой, мама с коляской, заехать человек в инвалидной коляске и спокойно там перемещаться».

Я пришел к выводу, что по большому счету сейчас мне уже не так критично, есть ли в том или ином месте доступная среда. Если ее нет, я все равно доберусь, найду варианты – это тот образ мысли, когда ты не боишься, предпринимаешь и достигаешь цели.

И так по чуть-чуть можно менять мир, отношение к себе, к людям, подобным мне. Город будет благоустраиваться и становиться доступным еще долго, но можно уже сейчас, собственным примером, менять мышление людей с инвалидностью, да и обычных, здоровых людей.

Закладывать в них стремление не сидеть сложа руки. Тогда все вокруг начнет меняться быстрее.

«Ковчег» — молодая организация, существующая всего 1,5 года, но за это время ее сотрудники провели около 15 аудиторских проверок различных объектов на предмет наличия доступной среды.

По словам Романа Пономаренко, хотя сейчас создание доступной среды является требованием законодательства, многие собственники не готовы тратить средства на проведение аудита. И это тоже — отношенческий барьер.

Люди с инвалидностью практически не рассматриваются как потенциальные клиенты, потребители услуг. Обратных примеров единицы. «Недавно мы проводили аудит нотариальной конторы в Сормове, которая создала у себя полностью доступную среду, — дополняет Роман.

— Этот нотариус прекрасно понимает, что таким образом расширяет свою клиентскую базу. Оказав услугу человеку с инвалидностью, он приобретает лояльность его сопровождающих, родственников и друзей. И вполне возможно, что все они станут его клиентами».

Тактильная плитка появилась на тротуарах и пешеходных переходах, а также на территориях различных объектов Нижнего Новгорода совсем недавно

Источник: https://stnmedia.ru/mag/may-2018/19834/

«Все дети имеют право играть»: что такое инклюзивные парки и зачем они нужны

Парки с безграничными возможностями: что такое инклюзивный парк, и почему он нужен

26 мая в Ростове-на-Дону прошло торжественное открытие инклюзивного игрового парка. Парк построен фондом «Обнаженные сердца» при поддержке системы Coca-Cola в России и администрации города. «Такие дела» побывали на открытии и узнали, что представляют собой инклюзивные парки и насколько они эффективны в объединении обычных детей и детей с особенностями развития.

Наталья Водянова в инклюзивном парке предоставлено Системой Coca-Cola в России

Объединить детей через игру

Инклюзивный парк — это детская площадка, игровые и спортивные зоны которой подходят как для обычных детей, так и для детей с особенностями развития. Такие территории позволяют вести инклюзивное обучение с самого раннего возраста. цель подобных парков — объединить разных детей через игру.

Внешне инклюзивные парки ничем не отличаются от типовых детских площадок, которые по всей России строят городские администрации. Но в инклюзивных парках каждая зона оснащена специальными объектами, которые подходят для детей с ОВЗ и при этом остаются интересными для обычных детей.

Оксана Медведева, директор программы «Игра со смыслом», которую реализует фонд «Обнаженные сердца», отмечает, что обычно инклюзивную площадку выделяет несколько технических особенностей.

Во-первых, везде уложено безопасное амортизирующее покрытие, благодаря которому даже при падении ребенок не поранится. Во-вторых, доступность среды обеспечивается полным отсутствием бордюров.

Многие элементы парка построены так, чтобы ими могли пользоваться дети на колясках, даже если это спортивные снаряды или высокий игровой комплекс.

Главное отличие площадки, открытой в Ростове-на-Дону, в том, что почти все ее объекты инклюзивны: подходят для ребят любого возраста, вне зависимости от их физических, ментальных и сенсорных особенностей.

В парке оборудовано три зоны для разных возрастов — от песочницы для детей до трех лет до высоких объектов с горками для ребят постарше.

Рядом с каждой частью установлен информационный стенд, на нем есть памятка о том, как общаться с особенным ребенком, и перечислены объекты игровой зоны, где инклюзивные элементы отмечены сердечком.

«Наш любимый элемент — качели-гнездо, они позволяют катать ребенка с любыми двигательными нарушениями. Если дети со спастическими явлениями не могут пользоваться обычными качелями, то гнездо подходит для всех», — рассказала Оксана Медведева.

Все качели в парках установлены на мягких подвесках, что обеспечивает максимальную безопасность при их использовании. Помимо этого, есть объекты, которые могут быть не только развлечением, но и частью терапии. Так, для детей с синдромом Дауна важным элементом считаются вертушки-эксцентрики, которые направлены на развитие вестибулярного аппарата.

Принять «непохожесть» других

Идея создания инклюзивных парков достаточно новая для России, и не все к ней готовы. Иногда даже главы городов, где планируется строительство таких площадок, думают, что в этом нет необходимости, считая, что особенные дети никуда не ходят.

По словам президента «Обнаженных сердец» Аси Залогиной, одна из основных задач фонда — донести до общества понимание, что все люди разные и у всех есть свои особенности. «Мы убеждены в том, что принятие “непохожести” других воспитывается с детства. Поэтому, делая наши площадки и парки инклюзивными, мы надеемся привить это понимание и детям, и взрослым», — говорит президент фонда.

Ася Залогина отметила, что инклюзивные парки — это важное безбарьерное пространство, созданное как приглашение к диалогу, дружбе и совместному развитию. Но объединять разных детей получается не всегда: в фонд нередко приходят обращения родителей детей с особенностями о том, что их попытались выгнать с инклюзивной площадки.

Президент «Обнаженных сердец» надеется, что благодаря работе фонда таких ситуаций будет все меньше. В пользу этого говорит и востребованность парков по всей России.

«Когда мы открываем наши парки, приходит большое количество родителей с детьми с особенностями.

Я вижу, что жизнь в стране меняется, особенные дети выходят в социум и прекрасно проводят время на подобных мероприятиях», — рассказала Залогина.

Площадки чаще всего строят на месте пустырей, в отдаленных городах и поселках. После открытия площадок работа фонда не заканчивается — он регулярно занимается мониторингом этих парков через социальные сети и городские порталы.

Наталья Водянова на открытии инклюзивного парка предоставлено Системой Coca-Cola в России

Всероссийская инклюзивная кампания

Инклюзивные парки планируют открыть еще в нескольких городах России. В ближайшее время такие площадки появятся в Калининграде и Казани.

Создание площадок — часть всероссийской инклюзивной кампании «#Готовы #открыть сердца», которую запустила Coca-Cola в преддверии чемпионата мира по футболу FIFA 2018.

С помощью этого события компания хочет привлечь внимание к проблеме социальной изоляции людей с особенностями.

«Мы мечтали, чтобы чемпионат мира FIFA помог решать какие-то важные социальные проблемы, существующие в нашей стране.

И нам это удалось, потому что благодаря таким проектам, как, например, тур Кубка чемпионата мира по футболу FIFA с Coca-Cola, мы привлекаем внимание общества к проблемам людей с особенностями интеллектуального развития», — сказал во время открытия парка Микаэль Вине, директор проекта системы Coca-Cola в России по подготовке к чемпионату мира по футболу FIFA 2018.

Сразу после открытия парка в Ростове-на Дону был проведен юнифайд-матч — еще одна часть этой кампании. Такие матчи проходят в разных городах России, они объединяют игроков с особенностями развития и без.

Также к ним присоединяются известные личности.

Например, в Ростове разминку перед игрой провела Наталья Водянова, а в Санкт-Петербурге в таком матче сыграл Марко Матерацци, легенда FIFA и чемпион мира 2006 года.

Главным событием этой юнифайд-эстафеты станет большой матч в Москве в начале июля. Помимо открытия инклюзивных парков и проведения юнифайд-матчей, частью этой кампании будет привлечение подростков с особенностями интеллектуального развития к участию в чемпионате мира по футболу FIFA 2018, на котором они смогут стать флагоносцами и сопровождающими судей на матчах мундиаля.

На открытии инклюзивного парка в Ростове предоставлено Системой Coca-Cola в России

«Фактически это бесплатная реабилитация»

Парк в Ростове-на-Дону открывал показ мод, в котором приняли участие дети с особенностями интеллектуального развития из организации «Лучики добра». Это объединение семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, их руководитель — Надежда Литвиненко.

По словам Литвиненко, этот парк и сама идея инклюзивности для них очень важны. И она, и родители других детей с особенностями с удовольствием ходят на площадку и отмечают, что на ней уже вместе играют разные ребята. Для них важна безопасность этой среды — площадка расположена посреди зеленого парка, вдали от дороги, что обеспечивает им возможность спокойного отдыха.

Как и директор парка, Литвиненко отдельно отметила, что некоторые объекты для их детей могут стать частью терапии: «Эти качели-вертушки очень нужны нашим детям для развития вестибулярного аппарата. Фактически у нас бесплатная реабилитация, и при желании родитель, который заботится о своем ребенке, может прийти сюда и получить курс терапии абсолютно бесплатно».

Основатель фонда «Обнаженные сердца» Наталья Водянова во время открытия парка обратилась к родителям типично развивающихся детей с просьбой приводить их в парк и тем самым помогать инклюзии. По ее словам, такие площадки — это возможность бороться со стигмой, которая все еще есть в обществе по отношению к особенным людям.

«Давайте уже выучим это прекрасное слово — “инклюзия”, которое говорит о том, что у всех нас есть равные права. Мы все имеем право ходить в кафе, любить, заводить семью и играть. А игра — это первое право ребенка. Давайте все стремиться к тому, чтобы наши дети играли вместе», — сказала Водянова.

Источник: https://takiedela.ru/news/2018/05/31/vse_imeyut_pravo_igrat/

Инклюзивный дизайн: кому и зачем это нужно

Парки с безграничными возможностями: что такое инклюзивный парк, и почему он нужен

Статья подготовлена на основе публикации Лео Ху Тенга (Leow Hou Teng) Who we are, reflect on what we design. Автор — сингапурский UX/UI-дизайнер, арт-директор, цифровой стратег.

25 сентября 2018 года я присутствовал на конференции в рамках World Interaction Design Day. Тема мероприятия в этом году — инклюзивный дизайн. Ниже я резюмирую презентаций трех докладчиков.

Технологии облегчают жизнь большинству людей. Людям с повышенными потребностями технологии дают больше — саму возможность жить.

«Технологии превращают рабочее место людей, трудоспособность которых ограничена, в игровое поле. На нем они конкурируют наравне с коллегами, которые не испытывают проблем со здоровьем» — Mary Pat Radabaugh, руководитель Национального центра IBM по поддержке людей с повышенными потребностями, 1988

Что такое инклюзивный дизайн

Инклюзивный, или универсальный дизайн — метод проектирования, который считается с потребностями и возможностями максимального количества людей. Вместо того чтобы ориентироваться на гипотетического пользователя, инклюзивный дизайн заботится о широком круге людей, создавая интерфейсы для совместного использования.

Инклюзивный дизайн не работает на определенную группу, он ориентируется на особые предпочтения и общие ситуации. Дизайн, который предназначен только для человека с повышенными потребностями, — не инклюзивный, потому что исключает других людей. Это лишь вспомогательная технология.

Например, часы Dot Watch со шрифтом Брайля сообщают время и дату слепым и слабовидящим. Это красивое устройство, но бесполезное для тех, кто не понимает Брайля. Две группы пользователей не могут пользоваться часами одинаково эффективно.

Dot watch

Для сравнения: новые Apple Watch Series 4 звонят в экстренную службу, если человек упал и обездвижен. Такой инцидент может произойти с любым, но особенно полезна функция для пожилых людей и тех, кто ограничен в движении.

Образ пользователя

Образ пользователя — это инструмент для понимания его проблем. Анализируя такой «портрет», дизайнеры принимают решения в пользу «среднего» представителя целевой аудитории и не пытаются охватить ее полностью.

Образ пользователя полезен для понимания целевой аудитории. Однако в результате этот инструмент формирует решения для определенной группы людей. Для групп, в которых не доминирует средний образ пользователя, такой подход бесполезен.

Дизайнеры ориентируются на «золотую середину» и определенные паттерны поведения, и в результате люди с повышенными потребностями не учитываются. При разработке дизайна следует применять инструменты, которые вернут ему универсальность.

«Если вы называете пользователя по имени, еще не значит, что вы его знаете»

Вспомогательные технологии

«Технологии могут помочь слепым видеть, глухим — слышать, обездвиженным — двигаться, немым — говорить»

Вспомогательные технологии не должны быть дорогими, сложными и непонятными. Даже простой лист бумаги и ручка помогают человеку общаться. Хотя пластиковые соломинки вредны для окружающей среды, без них не могут пить люди, у которых обездвижена шея. Озвучивание сайта не только доносит слабовидящим его содержание, но и структурирует контент.

Окружение людей с повышенными потребностями

Нетрудоспособность людей с повышенными потребностями влияет и на их окружение. Проектируя дизайн, не забывайте об их группе поддержки. Члены семьи и друзья ухаживают за ними и помогают в повседневных задачах, поэтому интерфейс должен быть понятен всем.

Как хороший дизайн и технологии помогают пользователям, так их неэффективность или отсутствие заставляют людей чувствовать себя неполноценными. Многоэтажка с десятком ступеней у подъезда — барьер для человека в инвалидном кресле.

Но с помощью пандусов и удобного лифта он сможет легко передвигаться. Такой сценарий актуален и в цифровом пространстве. На сайте с ясной структурой пользователю удобно ориентироваться.

На веб-ресурсе с запутанной навигацией он не найдет нужную информацию и почувствует беспомощность.

Используя контрастные цвета и увеличенный кегль шрифта, дизайнеры не только заботятся о людях с плохим зрением, но и делают сайт в целом удобным для чтения. Когда мы принимаем дизайнерские решения, которые приспосабливают физическую и цифровую среду для людей с повышенными потребностями, то улучшаем ее для всех. Решая проблемы одного пользователя, мы помогаем многим.

«Каждое принятое нами решение ставит или убирает барьеры во взаимодействии человека с обществом. Мы ответственны за то, чтобы снизить их с помощью инклюзивных продуктов, услуг и среды» — Microsoft Design

Постоянная, временная и ситуационная нетрудоспособность

Инклюзивный дизайн должен учитывать постоянную, временную и ситуационную нетрудоспособность.

Примеры постоянной, временной и ситуационной нетрудоспособности

Постоянная нетрудоспособность — это невозможность выполнить задачу в определенной среде по состоянию здоровья.

Временная проявляется, когда человек не может совершить действие из-за перенесенной травмы или операции.

Ситуационная нетрудоспособность зависит от конкретного сценария или среды, которые ограничивают человека в действиях. К примеру, из-за ночной слепоты острота зрения у некоторых людей снижается.

Учитывая эти варианты, мы можем придумывать новые идеи для инклюзивных проектов. Дизайн, который мы проектируем для человека с постоянной нетрудоспособностью, должен приносить пользу людям с временной или ситуационной проблемой. Девайс, который предназначен для человека с одной рукой, будет использовать и тот, кто сломал руку и ходит с гипсом.

Инклюзивный дизайн совместными силами

Мы рассматриваем собственные возможности при создании дизайнерских решений. В результате дизайн может быть эффективен для одних и бесполезен другим. Трудно представить, как человек с повышенными потребностями выполняет некоторые задачи — например, пользуется банкоматом, — в то время как остальные легко с этим справляются.

Слепой не видит, сколько денег держит в руках и сколько снимает. Человек в инвалидном кресле не может пользоваться банкоматом, потому что аппарат слишком высокий. Дизайнеры должны сотрудничать с людьми с повышенными потребностями, чтобы совместно проектировать подходящие решения.

Банкоматы должны быть с портом для наушников — так слабовидящий человек сможет пользоваться устройством. Также его лучше спроектировать более низким, с пространством для инвалидной коляски. Оба сценария никак не влияют на интерфейс обычного пользователя, но значительно улучшают его для тех, кому важны эти возможности.

«Когда мы берем за основу собственные возможности и предубеждения, мы создаем продукт для людей определенного пола, возраста, говорящих на конкретном языке и обладающих технологической грамотностью и физическими возможностями одного уровня» — Microsoft Design

Многие люди из-за физиологических особенностей не могут участвовать в жизни общества ни в физическом, ни в цифровом мире. Через совместное проектирование мы привлекаем их к принятию решений, изучая ситуацию с их стороны.

Мы то, что мы разрабатываем

Поскольку наши решения влияют на то, что мы разрабатываем, наша ответственность как профессионалов — знать, как дизайн влияет на взаимодействие людей.

Когда мы разрабатываем дизайн, основываясь на собственных возможностях, мы исключаем из него многих. Но если бы мы рассматривали точку зрения других людей и изменили мышление в сторону инклюзивности, в результате получили бы более универсальный дизайн.

Инклюзивный дизайн делает мир лучше. Это нечто большее, чем физические или цифровые продукты, которые используют люди, — это изменение мышления, методик, поведения. То, что мы разрабатываем — следствие того, как именно мы разрабатываем.

Выводы

Думайте о том, насколько важна инклюзивность, на всех этапах работы над продуктом — от идеи до дизайна и разработки.

Советы по работе над проектом, который подойдет всем пользователям:

Помните, что у целевой аудитории вашего продукта разные возможности и потребности.

Прежде чем приступить к разработке, изучите максимальное число возможных типов потребителей. Barclays Diverse Personas — справочник от компании Barclays для дизайнеров и разработчиков. Описывает нестандартные типы пользователей и помогает понять их потребности.

Вдохновитесь другими проектами:

Barclays Mobile Banking — приложение мобильного банка, которое получило награду Kitemark — особый знак качества — за доступность для пользователей с повышенными потребностями.

Gemalto — компания разработала дебетовые карты с высокой видимостью для пожилых и людей с нарушением зрения и моторики.

Motionspot — студия, которая специализируется на дизайне красивых и функциональных ванных комнат для маломобильных людей.

Заранее просчитайте сценарии, в которых люди с повышенными потребностями будут пользоваться продуктом.

«Мир и интерфейс в восприятии незрячих» — интервью о том, как слабовидящие пользуются цифровыми продуктами.

«Как создать интерфейс для всех» — руководство для дизайнеров и разработчиков: как создать проект, удобный для всех пользователей.

Продумайте дизайн продукта, который будет одинаково полезен и красив для трудоспособных пользователей и людей с повышенными потребностями.

«Инклюзивный дизайн» от Microsoft — большое обучающее направление для дизайнеров с теорией, документалками и — самое главное — инструментами для создания инклюзивного дизайна.

Бесплатный курс Web Accessibility от Google — двухнедельное обучение, на котором разработчики научатся делать инклюзивные продукты с учетом потребностей пожилых пользователей, людей с нарушениями зрения, слуха, физической активности.

Проверьте готовый продукт на инклюзивность.

Чек-лист UX-дизайнера от Uplabs

  1. Визуальная часть — формы, цвета, контрасты, размер текста и графические детали интерфейса.
  2. Звуковая часть — звуки, которые ваш продукт производит, их громкость и чистота.
  3. Рефлексивная часть — количество времени, которое пользователь тратит на восприятие вашего интерфейса; сколько внимания интерфейс привлекает; сколько опыта необходимо, чтобы комфортно использовать продукт.
  4. Механическая часть — движения, которые надо совершить, чтобы пользоваться продуктом.

Инструменты

«Веблайнд» — рекомендации по разработке сайтов для людей с нарушениями зрения.

Chrometric и Coblis — проверьте, как видят ваш сайт дальтоники с разными видами нарушения.

VoiceOver — ой ассистент для людей с нарушениями зрения, который «читает» интерфейс. Установите программу (если пользуетесь macOS, просто включите эту функцию в настройках) и протестируйте навигацию на своем сайте.

Источник: https://geekbrains.ru/posts/inclusive_design

Инклюзивная – это какая? Что значит инклюзивная школа или инклюзивный театр?

Парки с безграничными возможностями: что такое инклюзивный парк, и почему он нужен

Долгое время в отечественной системе образования детей делили на обычных и с ограниченными возможностями. Поэтому вторая группа не могла до конца интегрироваться в общество.

Не потому, что сами дети не были готовы к социуму, напротив, это он не был подготовлен к ним. Сейчас, когда все стремятся максимально включить людей с ограниченными возможностями в жизнь общества, все больше разговоров о новой системе.

Это инклюзивное образование, о котором речь пойдет в статье.

Что это значит?

Чаще всего непривычный пока для нас термин используется в педагогике. Инклюзивная – это стратегия образования, которая включает как детей с особыми потребностями, так и обычных. Такой подход позволяет каждому, независимо от его социального статуса, умственных способностей и физических возможностей, обучаться вместе со всеми. Что же все-таки подразумевается под инклюзией?

Во-первых, введение в образовательный процесс всех детей с помощью программы, которая создается индивидуально для каждого ребенка.

Во-вторых, создание условий для обучения и удовлетворения индивидуальных потребностей личности.

Инклюзия в дошкольном учреждении

Новый подход в образовании начинается с самой первой его ступени: детского сада.

Для того чтобы обеспечить детям равные возможности, помещение и оборудование дошкольного учреждения должно отвечать определенным требованиям.

И не нужно забывать о том, что педагогические кадры должны иметь соответствующую квалификацию для работы с детьми. Также обязательно наличие в штате следующих сотрудников:

  • логопед;
  • дефектолог;
  • психолог.

Инклюзивный детский сад – это возможность с самого раннего возраста воспитывать в детях уважительное отношение ко всем сверстникам, независимо от их возможностей. В данный период времени существуют следующие виды инклюзии в дошкольном образовании:

  • ДОУ компенсирующего вида. Его посещают дети с определенными формами дизонтогенеза. Обучение организовано с учетом их потребностей.
  • ДОУ комбинированного вида, где вместе с детьми, не имеющими ограничений, воспитываются также дети с другими потребностями. В таком учреждении создается предметно-развивающая среда, которая учитывает индивидуальные возможности всех детей.
  • ДОУ, на базе которых создаются дополнительные службы. Например, службы ранней помощи или консультативные центры.
  • Массовые ДОУ, имеющие группу кратковременного пребывания “Особый ребенок”.

Но не только в детских садах вводят инклюзию, она затрагивает все уровни образования.

Школьная инклюзия

Теперь речь пойдет о среднем образовании. Инклюзивная школа предполагает следование таким же принципам, что и ДОУ. Это создание подходящих условий и построение процесса обучения с учетом индивидуальных возможностей школьника. Очень важно, чтобы особые ученики участвовали во всех аспектах школьной жизни, как и остальные учащиеся.

Учителя должны быть компетентны в инклюзивных вопросах, должны понимать потребности всех детей, обеспечивая доступность образовательного процесса. В школьный процесс должны вовлекаться и другие специалисты (логопед, дефектолог, психолог).

Также педагог должен активно взаимодействовать с семьей особого ученика. Одной из первостепенных задач учителя является воспитание у всего класса толерантного отношения к детям, чьи возможности могут отличаться от общепринятых.

В театре

Оказывается, область инклюзивная – это удел не только педагогов, но и людей других профессий. Например, театральных. Так бы создан инклюзивный театр.

В нем играют не простые актеры, а люди с различными формами дизонтогенеза (проблемами со слухом, зрением, ДЦП и т.д.). Работают с ними профессиональные театральные педагоги. Зрители могут наблюдать, как актеры выступают в известных пьесах, как стараются им понравиться. Примечательно, что их эмоции отличаются настоящей искренностью, которая свойственна детям.

Основатели подобных театров не просто помогают таким людям найти себя в обществе, но и доказывают, что они обладают большими возможностями. Конечно, ставить “особые” спектакли – это непросто, но те эмоции и чувства, которые получают все участники театрального действа, прибавляют им уверенности.

Проблемы инклюзии

Несмотря на то что принципы инклюзивные – это правильные и необходимые в современном обществе, внедрение в жизнь подобной программы дело непростое. И тому есть несколько причин:

  • непригодная инфраструктура детских садов и школ, построенных в то время, когда такой подход не практиковался;
  • детей с особыми возможностями могут считать необучаемыми;
  • недостаточная квалификация педагогических кадров для работы с такими детьми;
  • не все родители готовы ввести ребенка в обычный социум.

Инклюзивный подход – это возможность создать нужные условия для всех членов общества, независимо от их умственных и физических особенностей.

Но для того, чтобы полностью реализовать все возможности инновационного подхода, нужно создать необходимые условия для его успешной реализации.

Россия сейчас находится только в начале инклюзивного пути, поэтому требуется подготовить не только материальную, но и учебную базу для осуществления данного образовательного процесса.

Источник: https://FB.ru/article/326046/inklyuzivnaya---eto-kakaya-chto-znachit-inklyuzivnaya-shkola-ili-inklyuzivnyiy-teatr

Что такое инклюзивный спорт и почему это важно

Парки с безграничными возможностями: что такое инклюзивный парк, и почему он нужен

14 марта 2019 года в Абу-Даби открывается Специальная Олимпиада. Более семи тысяч спортсменов с ментальными особенностями из 170 стран будут соревноваться в 24 видах спорта. В сборной России на Специальной Олимпиаде — более 240 спортсменов с особенностями ментального развития.

Мы решили, что это отличный повод еще раз поговорить об инклюзивности и других новых (а значит, не всегда понятных для многих), но важных для современного мира вещах. Ниже — рассказываем по пунктам, что такое Специальная Олимпиада, что такое инклюзия и как общаться с людьми с особенностями развития (спойлер — так же, как со всеми остальными).

Что такое инклюзивные соревнования?

Во второй половине прошлого века человечество осознало, что особенности развития некоторых людей не должны препятствовать им жить полноценно. Стремление обеспечить равный доступ к учебе с учетом особых потребностей и индивидуальных возможностей привело к появлению инклюзивного образования.

В России, как и в других странах, есть школы и классы, где обычные дети и дети с особенностями развития учатся вместе. Такой опыт показал, что выигрывают и те и другие: ребята с особенностями развития получают возможность жить активной общественной жизнью, при этом все учатся общаться со сверстниками.

В инклюзивных соревнованиях команды собираются по тому же принципу. Яркий пример инклюзивного спорта — юнифайд-матчи.

Инклюзия (от inclusion – включение) – процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь. Инклюзияпредполагает, что общество заботится о потребностях людей с особенностями, чтобы каждый мог передвигаться по городу и на равных участвовать в общественных событиях.

Что такое юнифайд-матчи?

В юнифайд-матче встречаются команды, включающие обычных спортсменов и игроков с особенностями.В России за последние годы прошли десятки юнифайд-матчей по футболу. Кроме спортсменов, в  них нередко участвуют звезды кино, телевидения, бизнеса, политики — все, кто хочет привлечь внимание общества к проблеме включения людей с особенностями развития в обычную жизнь.

В марте 2019 года в Красноярске в рамках Зимней Универсиады прошел и первый в России хоккейный юнифайд-матч, в котором приняли участие юные  хоккеисты с ментальными особенностями, участники программ Специальной Олимпиады.

О каких особенных людях идет речь? О больных? Об инвалидах?

Вот тут важно разобраться с терминологией и прислушаться к словам. Нередко можно услышать, как про кого-то говорят «даун» или «аутист». Это обидно. Вежливый человек всегда аккуратен в выборе слов.

В мире в последние десятилетия выработалась практика называть прежде всего человека, а только потом его диагноз или состояние. Не «даун», а «человек с синдромом Дауна». Стоит избегать довольно нелепой формулы «люди с ограниченными возможностями» — можно подумать, что у остальных возможности безграничны.

Самые нейтральные описания, по мнению экспертов: люди с особенностями развития, люди с ментальными особенностями.

А зачем вообще таким людям заниматься спортом? Это не опасно для них?

Ради движения, эмоций, радости командной игры. Люди с особенностями развития хотят, могут и любят заниматься спортом. Большая часть популярных видов спорта, вроде футбола, доступны и для них, и никто не вправе их этого лишать.

Спорт действительно может быть травматичным, но все, кто хочет кататься, надевает щитки и становится, допустим, на скейт. Травмы — это тоже часть жизни, главное, чтобы риск был соразмерным.

Паралимпийские игры и Специальная Олимпиада — это одно и то же?

Нет, это два разных события.

На Паралимпийских играх выступают спортсмены с ограничениями подвижности. Они проходят сразу после классической Олимпиады, на тех же самых спортивных объектах. Первые Паралимпийские игры прошли в 1960 году.

Специальная Олимпиада — это спортивное движение для людей с ментальными особенностями. На Специальной Олимпиаде участие важнее достижений, медалей и рекордов. Она проводится отдельно от Паралимпийских игр с 1968 года.

Почему сейчас все заговорили об этом?

Раньше людей с особенностями развития мы почти не видели, каждый выход в общественные места, и даже просто на улицу был сопряжен для них с большими сложностями.

Со временем общество осознало, что это несправедливо — лишать многих возможностей людей с ограничениями подвижности и особенностями развития. С 1994 года российская команда успешно выступает на Паралимпийских играх.

В городах всё более заметны изменения, направленные на облегчение жизни для людей с особыми потребностями, специальные светофоры для незрячих, например.

Предстоит еще немало сделать, чтобы люди с особенностями могли свободно путешествовать на поездах и самолетах, ходить в кафе, кино и театры, заниматься спортом — словом, вести самую обычную жизнь.

Эти изменения происходят не сами по себе. Это заслуга организаторов и участников Паралимпийских игр, Специальной Олимпиады, десятков организаций, тысяч тренеров и волонтеров и миллионов небезразличных людей по всему миру.

А причем тут Coca-Cola?

Coca-Cola является партнером-основателем Специальной Олимпиады и поддерживает людей с особыми нуждами по всему миру. В России компания организует юнифайд-матчи, сотрудничает с фондами и волонтерами, строит инклюзивные игровые парки, где дети и подростки с особенностями развития могут играть и заниматься спортом вместе со своими сверстниками.

Как вы можете помочь людям с особенностями развития?

Сделайте пожертвование на сайте Специальной Олимпиады. Любая сумма поможет спортсменам проявить свои способности в полной мере.

Станьте волонтером. Специальная Олимпиада рада людям, которые помогут особым спортсменам заниматься. Волонтеры нужны и для открытия новых представительств Специальной Олимпиады в российских городах.

Просто приходите поболеть. Специальная Олимпиада организует юнифайд-матчи и другие инклюзивные события в российских городах. Приходите поддержать спортсменов!

Подробнее о возможностях помочь читайте на сайте Специальной Олимпиады России: specialolympics.ru

Источник: https://www.coca-colarussia.ru/stories/what-is-inclusion-sports

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.