Издевательства в школе: как буллинг влияет на ребенка

Содержание

Что делать, если ребёнка травят в школе

Издевательства в школе: как буллинг влияет на ребенка

Кто-то вспоминает школу с ностальгией, кто-то — с ужасом. Последний возникает не из-за плохих условий или скучной программы, а из-за школьной травли.

Травля, или буллинг (англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны остальных членов коллектива или его части.

При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны.

Не путайте буллинг и отсутствие сотни друзей. Ребёнок может быть интровертом, замкнутым, любящим одиночество или непопулярным.

Но он не должен быть жертвой. Разница в регулярной и сознательной агрессии по отношению к ребёнку.

Относительно недавно появился ещё и кибербуллинг — это эмоциональное давление, только в интернете, особенно в социальных сетях.

Как часто это встречается?

Гораздо чаще, чем кажется. 30% человек в возрасте от 5 до 14 лет испытывали на себе насилие. Это 6,5 миллионов человек (по данным за 2011 год) . Из них пятая часть приходится на насилие в школе. Цифра не просто большая, она огромная.

Чем опасна школьная травля?

Помимо того, что травля может принимать форму физического насилия, то есть приводить к травмам, она может быть и психологической, эмоциональной. Её следы труднее заметить, но она не менее опасна.

Травля уничтожает самооценку человека. У объекта буллинга формируются комплексы. Ребёнок начинает верить, что заслужил плохое отношение к себе.

Травля мешает учиться, потому что ребёнку не до занятий: ему бы в школе выжить. Травля формирует тревожные расстройства, фобии, депрессии .

И ни один человек, который прошёл через неприятие коллектива, никогда этого не забудет. Впоследствии негативное отношение к жизни в классе может перейти вообще на любую общность, а это означает проблемы с коммуникацией во взрослом возрасте.

Кто в группе риска?

На самом деле все. Для травли ищут повод, что-то, чем ребёнок отличается от других (в любую сторону).

Это могут быть физические недостатки, проблемы со здоровьем, плохая успеваемость, очки, цвет волос или разрез глаз, отсутствие модной одежды или дорогих гаджетов, даже неполная семья.

Часто страдают замкнутые дети, у которых мало друзей, домашние дети, которые не умеют общаться в коллективе, и вообще все, чьё поведение не похоже на поведение обидчика.

Исправлять какие-то особенности, ставшие поводом, бесполезно. Те, кто травит, при желании могут докопаться и до фонарного столба.

А кто, собственно, травит?

Есть два совершенно противоположных типа нападающих.

  • Популярные дети, короли и королевы со своей школьной свитой, лидеры, управляющие другими детьми.
  • Асоциальные, оставшиеся за бортом коллектива ученики, которые пытаются занять позицию королей, собирая собственный двор.

Отдельный тип агрессоров — это взрослые сотрудники школы. Как правило, учителя.

Почему травят?

Потому что могут. Если спросить уже выросших обидчиков, зачем они занимались буллингом, как правило, они отвечают, что не понимали, что делают что-то не так. Кто-то ищет оправдания своему поведению, объясняя, что жертва получала «за дело».

Исследователи приходят к выводу, что источник травли не в личности жертвы или обидчика, а в том принципе, по которому формируются классы .

Детей в школах собирают на основании одного признака — года рождения. Естественным образом такая группа никогда бы не сформировалась.

Поэтому неизбежны и конфликты: дети вынуждены общаться с теми, кого им навязывают, без права выбора.

Ситуация в школе напоминает ситуацию в тюрьме: людей насильно загоняют в одно помещение, а следить за ними должны люди, за которыми установлен не менее жёсткий контроль.

Травля — это и возможность установить свою власть в таком неестественном коллективе, и объединение обидчиков в сплочённую группу. А в любой группе ответственность за поступки размывается, то есть дети получают психологическую индульгенцию на любые поступки .

Есть только одно обязательное условие, без которого травля невозможна: попустительство со стороны учителей или молчаливое одобрение такого поведения.

Так это учителя во всём виноваты?

Нет. Дело в том, что учителя не видят травли. Нападающие умеют вести себя тихо, притворяться паиньками и издеваться над жертвой, когда этого никто не замечает. А вот жертва такой хитростью, как правило, не отличается. И если даёт ответ, попадается на глаза преподавателям.

Итог: учитель видит, как ученик нарушает порядок, но не видит, что стало поводом для этого.

Хотя нельзя отрицать проблему. Многие взрослые считают, что дети сами разберутся, что лучше не вмешиваться, что объект травли «сам виноват». А иногда педагогу не хватает опыта, квалификации (или совести), чтобы прекратить буллинг.

Как понять, что ребёнка атакуют?

Дети часто молчат о своих проблемах: боятся, что вмешательство взрослых обострит конфликт, что взрослые не поймут и не поддержат. Есть несколько признаков, по которым можно заподозрить буллинг.

  • Синяки и царапины, которые ребёнок не может объяснить.
  • Ложь в ответ на вопрос, откуда взялись повреждения: ребёнок не может придумать объяснение, говорит, что не помнит, как появились кровоподтёки.
  • Часто «теряющиеся» вещи, сломанная техника, пропавшие украшения или одежда.
  • Ребёнок ищет повод не ходить в школу, притворяется больным, у него часто внезапно заболевает голова или живот.
  • Изменение пищевого поведения. Особенно нужно обратить внимание на случаи, когда ребёнок не ест в школе.
  • Ночные кошмары, бессонница.
  • Испортившаяся успеваемость, потеря интереса к занятиям.
  • Ссоры со старыми друзьями или одиночество, низкая самооценка, постоянная подавленность.
  • Побеги из дома, самоповреждение и другие виды деструктивного поведения.

Как прекратить травлю?

На самом деле, никто из исследователей не может дать рецепта, как остановить травлю. Нужно учесть, что если в школе началась травля, устранять проблему на уровне «жертва — нападающий» нельзя, потому что это неэффективно. Работать нужно со всем коллективом, потому что в буллинге всегда больше двух участников .

Весь класс и учителя — это свидетели, на которых также влияет развернувшаяся драма. Они тоже принимают участие в процессе, пусть и как наблюдатели.

Единственный способ на самом деле остановить травлю — создать нормальный здоровый коллектив в школе.

Этому помогают совместные задания, работы в группе над проектами, внеклассная активность, в которой участвуют все.

Главное, что нужно сделать, — это назвать травлю травлей, насилием, обозначить, что действия агрессоров замечены и что это необходимо прекратить. Так всё, что обидчики считают прикольным, окажется выставлено в другом свете. И сделать это должен либо классный руководитель, либо завуч, либо директор.

Как реагировать на агрессию?

Обсудите с ребёнком все случаи травли, чтобы он мог отвечать на действия обидчиков. Как правило, сценарии повторяются: это обзывания, мелкое вредительство, угрозы, физическое насилие.

В каждом случае жертве нужно действовать так, как не ожидают агрессоры.

На оскорбления всегда отвечать, но спокойно, не скатываясь в ответную ругань. Например, сказать: «А я с вами вежливо разговариваю».

Если ребёнок увидел, что кто-то испортил его вещи, нужно об этом сообщить учителю, так, чтобы услышали обидчики: «Мария Александровна, на моём стуле жвачка, кто-то испортил школьную мебель».

Если пытаются бить или затащить подальше, если не получается убежать, нужно громко кричать: «Помогите! Пожар!». Непривычно. Но дать себя избить — хуже.

Поскольку способы буллинга разнообразны, то и ответы будут индивидуальными. Не можете придумать, как быть? Спросите у специалистов-психологов, которые должны быть в каждой школе.

Что можно сделать с обидчиками?

Вариантов немного. Если ребёнка бьют, нужно обращаться в травмпункт, проходить медицинское освидетельствование, сообщать в полицию и обращаться в суд за компенсацией вреда. Ответственными за противоправные деяния будут родители и школа. Сами обидчики отвечают только после 16 лет (за тяжкий вред здоровью — после 14) .

Но если буллинг только эмоциональный, доказать что-то и привлечь правоохранительные органы вряд ли получится. Нужно немедленно идти к классному руководителю, а если учитель отрицает проблему — к завучу, директору, в РОНО, Городское управление образования. Задача школы — организовать ту самую психологическую работу внутри класса или нескольких классов, чтобы прекратить насилие.

Если я вмешаюсь, хуже не станет?

Не станет. Травля — это не единичный конфликт. Их может быть множество. Если ребёнок стал объектом буллинга, он уже не может справиться с агрессией своими силами.

Худшая политика — решить, что ребёнок сам разберётся с проблемами.

Некоторым это действительно удаётся. А многие ломаются. Дело может дойти даже до суицида. Вы хотите проверить на своём ребёнке, повезёт ему или нет?

Как поддержать ребёнка?

  • Если травля уже есть, то это повод обратиться к психологу, причём разбираться надо сразу всей семьёй. Если ребёнок занимает в семье позицию жертвы, то и в школе будет то же самое.
  • Покажите, что вы всегда на стороне ребёнка и готовы помогать ему, разбираться с трудностями до самого конца, даже если это будет непросто. Никаких предложений перетерпеть сложный период быть не должно.
  • Постарайтесь уничтожить страх. Ребёнок боится и обидчиков, и учителей, которые могут наказать его за нарушение норм поведения, если он даст отпор или пожалуется. Расскажите, что его самоуважение важнее, чем мнение одноклассников и учителей.
  • Если ребёнку не хватает возможностей для самоутверждения в школе, найдите для него такие возможности. Пусть он покажет себя в хобби, спорте, дополнительных занятиях. Нужно привить ему уверенность. Для этого нужны практические подтверждения своей значимости, то есть достижения.
  • Сделайте вообще всё, что поможет поднять ребёнку самооценку. Это отдельная тема. Переройте весь интернет, перечитайте всю литературу на эту тему, поговорите со специалистами. Всё, чтобы ребёнок поверил в себя и в свои силы.

Что нельзя говорить?

Иногда родители занимают позицию, при которой их помощь становится вредной. Некоторые фразы сделают только хуже.

«Ты сам виноват», «ты так себя ведёшь», «ты их провоцируешь», «тебя травят за что-то». Ни в чём ребёнок не виноват. И у каждого из нас можно найти отличия от других, недостатки. Это не значит, что каждого могут травить. Обвинять жертву и искать причины буллинга — значит оправдывать обидчиков. Так вы встанете на сторону врагов своего ребёнка.

Есть мнение, что существует особое виктимное поведение, то есть шаблон жертвы, на которую невозможно не напасть. Даже если и так, это не повод делать ребёнка козлом отпущения. Так просто нельзя — и точка.

«Не обращай внимания». Травля — это грубейшее вторжение в личное пространство, не реагировать на такое нельзя. В какой-то момент обидчики и правда могут отстать. Не факт, что к этому времени от самооценки и от самоуважения ребёнка хоть что-то останется.

«Дай им сдачи». Рискованный совет, который ставит под угрозу здоровье ребёнка и обостряет конфликт. Если жертва пытается неумело сопротивляться, травля только усиливается.

«Что вы делаете, ему же плохо!». Этими или похожими словами пытаются утихомирить нападающих. Не старайтесь достучаться до тех, кто травит, объясняя, что жертве плохо. Так вы только докажете, что жертва слабая, а обидчики — сильные, то есть подтвердите их позицию.

Надо ли переводить ребёнка в другую школу?

Популярна позиция, что перевод ребёнка в другой класс или школу — это неудачная мера, потому что на новом месте будет то же самое. Лучше научить ребёнка вести себя по-новому, чтобы он закалял характер и мог дать отпор.

На самом деле нет. Как мы уже выяснили, травля начинается там, где у ребёнка нет права выбора коллектива. Потенциальной жертвой может стать любой. И буллинг невозможен, если педагогический состав умеет пресекать травлю в самом начале.

То есть переход в другой коллектив (например, в школу, где углубленно изучают предметы, близкие ребёнку) или к другому учителю может исправить ситуацию.

Если не удаётся решить проблему, если учителя в школе закрывают глаза на травлю, если ребёнок боится идти в школу, то смените её.

А потом уже, на новом месте и с новыми силами, ходите к психологу и учите ребёнка моральной стойкости.

У моего ребёнка всё хорошо, ему травля не грозит?

Будем надеяться, что нет, и что ваш ребёнок не будет ни жертвой, ни агрессором. Но на всякий случай помните:

  • Буллинг — распространённое явление, которое было всегда.
  • Травля растёт там, где её выращивают: в коллективе, где собраны слишком разные дети без общих целей и интересов. Стать жертвой может любой человек, так как все мы чем-то отличаемся от других.
  • Дети не всегда рассказывают родителям о травле, но без вмешательства взрослых проблему решить сложно. Устранять буллинг нужно во всём классе сразу, работать с учителями и психологами.
  • Главное — спасти детскую самооценку, чтобы это не вылилось в серьёзные психологические проблемы во взрослом возрасте.
  • Если сотрудники школы делают вид, что ничего не происходит, ищите другую школу.

Поделитесь опытом: как вы смогли остановить травлю в школе, что именно помогло? Если вы когда-то участвовали в травле, то что вами двигало?

Источник: https://Lifehacker.ru/school-bullying/

Буллинг в школе: как остановить детскую травлю

Издевательства в школе: как буллинг влияет на ребенка

Оно означает очень тревожное явление — травля ребёнка в школе стала обыденностью: в учебных заведениях происходит всё больше и больше насилия, в первую очередь психологического.

Этот термин возник в Великобритании в 1985 году, хотя само явление стало известным ещё в начале XX века, когда о нём появились первые публикации.

Понятие буллинга охватывает множество форм травли и психологического насилия, не зависящих от возраста, пола, социального положения ученика. Цель издевательств — подавление персональных черт, индивидуальности ребёнка.

Обычно издевается другой ученик — «гонитель» (название возникло от слова bully — хулиган). Делает он это в присутствии целой группы «наблюдающих» детей, чтобы произвести на них впечатление.

Однако так же часто встречается коллективная форма травли, в которой участвует несколько преследователей. Для неё правильнее использовать другой термин — моббинг (от mob — толпа). Считается, что моббинг — более мягкая форма травли, а буллинг — более острая, но, на наш взгляд, это принципиально некорректный подход к проблеме.

Лжёт ли статистика

По данным западных источников, 50% учеников до 14 лет подвергается школьным преследованиям. В подростковом возрасте, по мере взросления, распространённость явления снижается. Но, кроме школы, встречается буллинг и в детском саду, и у взрослых.

Исследования в российской школе начались значительно позже — в конце 2000-х годов. Они также выявили, что издевательства — массовое явление. Так, в 2010 году исследователи обнаружили, что 22% мальчиков и 21% девочек в возрасте 11 лет уже подвергались издевательствам со стороны других детей. У подростков в возрасте 15 лет данные показатели ниже — 13 и 12% соответственно.

Однако, как нам представляется, данные преуменьшены. Возможно, это статистика из достаточно «благополучной» школы. И уж совершенно точно она не включает детей, которые оказываются инициаторами издевательств, а ведь это группа наибольшего риска.

Наши наблюдения за буллингом показывают, что это заметно более распространённое явление в России, чем в странах Запада. В целом трудно найти взрослого, который, вспоминая свои школьные годы, мог бы сказать, что совершенно не подвергался дискриминации или не участвовал в ней как гонитель.

Буллинг деформирует личность не только жертвы, но и инициаторов

Опасность этого явления в масштабах всего общества традиционно недооценивают. Повсюду бытует снисходительное, равнодушное отношение к травле в детской среде со стороны родителей, учителей, властей, общества: дескать, дети ещё маленькие, они ничего не понимают, это всё несерьёзно!

Нередко родители жертвы поддерживают и даже поощряют издевательства, высказываясь в духе: «Дети должны пройти «жизненную закалку», столкнуться с реальными трудностями». Социализация состоит в том, чтобы ребёнок воспитывался не в тепличных условиях, а в обычном детском коллективе, где, добавим от себя, на отношения между детьми никто не обращает внимания!

Однако, буллинг — это очень серьёзно. Известно множество случаев, когда преследования приводили к попыткам суицида. Также всё чаще жертва буллинга с помощью ножа или ружья пытается отомстить обидчикам.

Однако вместо того, чтобы найти подлинную причину таких происшествий — попустительство насилию в среде детей, — вместо устранения причин и системной профилактики у нас лишь усиливают контроль и охрану, что, на самом деле, приводит к прямо противоположному эффекту.

Буллинг в образовательных организациях, как правило, замалчивается. Достоянием прессы и общественности становятся лишь наиболее громкие ситуации, которые не удаётся скрыть.

Важно понимать, что резонансные, привлекающие к себе всеобщее внимание истории издевательств достаточно редки, в то время как главная часть травли и психологических преследований остаётся в тени.

В этой основной массе случаи буллинга не ведут к криминальным происшествиям. Они «лишь» выливаются в деформацию личности, стойкую учебную демотивацию, ненависть к школе, ведут к глубокой и стойкой депрессии у жертвы.

Для преследователей это также не обходится без последствий. Агрессивные модели поведения, оставшись безнаказанными, незамеченными взрослыми, надолго закрепляются и проявляются позже уже в других условиях и по совсем другим поводам. Возрастает также масштаб агрессии и её результатов, ведь рано или поздно опасное поведение будет замечено и пресечено.

5 причин буллинга

Без понимания причин детской травли в решении проблемы продвинуться не получится. Более того, неверное и примитивное понимание причин ведёт лишь к тому, что гонения будут усиливаться, а их проявления станут более яркими.

Во-первых, нужно отметить, что жертвами травли становятся ученики, проявляющие свою индивидуальность, обладающие явными особенностями. К ним относятся не только недостатки — задержки физического и психического здоровья, низкие академические результаты, — но и, напротив, опережающее интеллектуальное развитие, выдающиеся способности и дарования, учебные успехи.

Целью преследований является в первую очередь подавление индивидуальности, и мы хотим это особенно подчеркнуть.

Во-вторых, во многих разговорах и некоторых статьях о буллинге предлагают наивные и неверные трактовки его причин, как стремления детей установить определённую социальную иерархию в своей среде. Так трактовать мотивы травли неверно хотя бы потому, что она существует и в детских садах, у детей 3–6 лет, когда о социальной иерархии ещё не идёт и речи.

И да, это явление может использоваться как один из механизмов установления иерархии, но при этом формирование порядка подчинения не является непосредственной причиной гонений.

Как правило, буллинг, говоря привычным языком школы, — это попытка двоечников и троечников установить главенство над отличниками. Часто преследованиям подвергаются одарённые, талантливые дети со стороны завидующих им середнячков, для которых характерна бравада своими слабыми успехами.

В-третьих, что важно иметь в виду при выявлении и изучении проявлений буллинга: практически любой конфликт детей, их ссора, драка, даже если они кажутся совершенно случайными, в действительности неслучайны.

Это лишь один из эпизодов издевательства (или защиты от него), тянущегося очень давно, который вы заметили.

А за всем этим стоит скрытый от глаз взрослого океан детских взаимоотношений, каких-то реплик, дразнилок, игнорирования в ответ на обращение.

В-четвёртых, обычно родители гонителей поддерживают своих детей в этой роли. Они не только оправдывают, но и хвалят такое поведение, мотивируя это тем, что «надо добиваться своего», «быть сильными».

А родители жертв не поддерживают собственных детей и критикуют их: «Что же ты не дал ему сдачи», «Не надо было поддаваться», «Нужно быть умнее и самостоятельнее», «Следовало пожаловаться учителю». Происходит это в результате воспоминаний взрослых, как такого рода издевательства происходили в их детстве, и желания отыграться, отреагировать на эти события с помощью своего ребёнка.

В-пятых, наша традиционная школа с её обычными порядками и укладом (фронтальным, классно-урочным обучением; оценками; учителями, сосредоточенными на уроках и изо всех сил старающимися выполнить учебный план) практически ничего не может противостоять травле и преследованиям у детей.

На уроках гонения проявляются редко (например, во внезапных отказах отличников отвечать у доски, если им пригрозили до урока). А вот на переменах и во внеурочное время учитель не в состоянии контролировать детей.

Педагогу лучше скрыться, потому что он может быть обвинён в обоих случаях. Если вмешается и остановит инициатора, тогда его могут привлечь к ответственности родители гонителя за превышение полномочий. Если не вмешается — будет обвинён мамами и папами жертвы в халатности.

Кроме того, такого рода работа учителя не учитывается и не оплачивается.

Сама по себе оценочность нашей школы, оценки-отметки, которые ставят педагоги детям — это постоянный источник буллинга и моббинга. Поставили ребёнку «5» за то, за что многие в классе получили «3» и «2» и вот — повод для травли готов. Поставили кому-то «2», когда многие получили «4» и «5» — и это новая причина для издевательств.

Сигнал к гонениям очень часто подаёт именно педагог, сам того не замечая. И обозначает жертву — стоит ему произнести хотя бы одно критическое замечание по отношению к ребёнку или, напротив, выделить его из всей группы, похвалить.

Бывает достаточно одного эмоционального оценивающего возгласа взрослого, чтобы запустить травлю, не говоря уже о прокатившейся в последнее время «эпидемии» сообщений об учителях, пишущих на лбу детей «дурак» и что-то подобное.

Да, ребёнок может неадекватно себя вести и раздражать, но если педагог так явно обозначает жертву моббинга, что пишет что-то у неё на лбу — это крайний непрофессионализм и нарушение этики, за которое нужно не просто увольнять, а лишать педагогического диплома!

Часто классные руководители и учителя-предметники, зная о буллинге, используют его в своих целях для управления классом. Достаточно попросить о наведении порядка тех, кто практикует травлю одноклассников, кого-то из учеников поругать, что «он тянет назад весь класс».

Таким образом, детская травля и преследования имеют очень глубокие причины. Это результат и свидетельство того, что общество в своём развитии находится на довольно низком уровне. Это касается и общества в целом, и той среды, в которой живёт ребёнок.

Противостоять насилию в детском коллективе можно, лишь развив в среде детей отношения творческого сотрудничества и дружбы, внедрив в коллектив гуманистические ценности и уважение к индивидуальности ребёнка, какой бы она ни была.

Учителям необходимо создать вокруг учеников такую творческую атмосферу, которая бы демонстрировала им правильные и позитивные ценности и стратегии, направленные на уважение к личности и результатам её деятельности.

Буллинг: как остановить детскую травлю

Существует масса простых и неверных рецептов, как остановить буллинг. Они сводятся к разным педагогическим беседам, играм и тренингам. Если такие меры и приводят к каким-то результатам, то только к модификации издевательств, способствуя их переводу на более высокий уровень.

Буллинг не просто побочные эффекты социализации детей (и взрослых), это проявления у них подсознательного, результаты действия инстинктов первобытного человека времён палеолита, которыми, по сути, остаются дети в 6–12 лет.

Психологические механизмы выживания сообщества, приводящие в наши дни к травле, сформировались у человека в процессе его развития на протяжении сотен тысяч лет в эпоху палеолита, когда человек был номадом, охотником-кочевником.

Для выживания кочующего сообщества людей в трудных условиях требовалась жёсткая унификация, единство, даже уничтожение больных, детей и стариков, чтобы они не мешали передвижениям и совместным действиям группы.

Психологические основы и механизмы буллинга, как и многих действий у детей, имеют такую палеоантропологическую природу, и противопоставить ей можно лишь более позднюю культуру, связанную с гуманизацией общества в современный период истории.

Необходимую атмосферу в детском коллективе мы создаём, реализуя метод Монтессори. Известные в российской педагогике методики Макаренко, опыт Сухомлинского, методика коллективных творческих дел Игоря Петровича Иванова позволяли создавать детские коллективы, свободные от насилия.

Однако к сожалению, мы переживаем сейчас такой период, когда с гуманизацией школы, равно как и с уважением к личности и творчеству ученика дело обстоит не лучшим образом.

Советы родителям

Самое важное — показать ребёнку, если он оказался объектом травли, что он не один, поддержать его.

Нельзя постоянно расспрашивать и заставлять его снова и снова пересказывать, как над ним издевались, и заново переживать унижение, угрозы, давление. Ещё более неуместно поднимать ребёнка на смех, насмехаться над его реакцией на буллинг, показывать, что всё это несерьёзно.

Выход из ситуации может состоять в том, чтобы научить сына или дочь не придавать значения провокациям, не реагировать, если вы чувствуете, что инициатор не станет переводить психологическое насилие в физическое.

Постарайтесь объяснить ребёнку, что гонители рассчитывают на панику жертвы, на проявление у неё психологической слабости, состоящей в плаче, жалобах, истерических вспышках. Демонстрация самодостаточности, достоинства и невозмутимости быстро усмиряет инициаторов.

Однако если вы чувствуете, что ребёнок не готов к демонстрации невозмутимости или боится физической расправы, следует обратиться к администрации школы, её директору, пригласить для беседы родителей инициаторов травли и дать им понять, что вы пойдёте до конца в защите своего ребёнка, обратитесь в прессу и правоохранительные органы.

Как правило, это бывает достаточно, чтобы решить проблему буллинга, ведь гонителями в конечном итоге движет низкая самооценка и желание повысить её за счёт жертвы.

Читать по теме:

Что делать, если ребёнка обижают в детском саду

Как ребёнку реагировать на агрессию других детей

Как научить ребёнка защищаться

Источник: https://mchildren.ru/bulling-v-shkole/

Что такое буллинг в школе – как остановить детскую травлю

Издевательства в школе: как буллинг влияет на ребенка

Буллинг в школе, как заметить и противостоять – признаки жертвы и агрессора в школьном буллинге

Термин «буллинг» сегодня, к сожалению, хорошо известен многим родителям детей, подвергшихся травле со стороны своих одноклассников.

Буллинг представляет собой систематически повторяющуюся травлю, насилие над конкретным учеником, который, по тем или иным причинам, не способен защитить себя.

Это проблема может коснуться и старшеклассника, и ребенка в 3-4 классе. В 1-2 классах, как правило, такого не случается.

Для ребенка любого возраста буллинг становится тяжелейшим испытанием. Как помочь своему ребенку?

статьи:

Признаки жертвы в школьном буллинге – как понять, что ребенка травят другие дети?

Далеко не каждый ребенок признается родителям, что он стал жертвой буллинга. И сберечь ребенка от моральных страданий и глубокой психологической травмы поможет только внимание родителей к малейшим изменениям его состояния.

Как понять о делах ребенка в школе и его настроении без расспросов с пристрастием?

Как правило, о травле ребенка в школе могут сказать следующие симптомы:

  • Ребенок часто идет на поводу у других детей, боится выражать собственное мнение.
  • Ребенка часто обижают, оскорбляют, высмеивают.
  • Ребенок не способен защититься в драке или споре.
  • Синяки, порванная одежда и портфель, «потерянные» вещи – частое явление.
  • Ребенок избегает толпы, групповых игр, кружков.
  • У ребенка нет друзей.
  • На переменах ребенок старается оставаться вблизи взрослых людей.
  • Ребенок боится выходить к доске.
  • У ребенка нет желания идти в школу или на внеклассные занятия.
  • Ребенок не ходит в гости к друзьям.
  • Ребенок часто находится в стрессовом состоянии, плохом настроении. Может огрызаться, грубить, или замыкаться в себе.
  • Ребенок теряет аппетит, плохо спит, мучается от головной боли, быстро устает и неспособен на концентрацию внимания.
  • Ребенок стал хуже учиться.
  • Постоянно ищет предлоги не ходить в школу и стал часто болеть.
  • В школу ребенок ходит разными маршрутами.
  • Карманные деньги часто пропадают.

Конечно, эти признаки могут означать не только буллинг, но если все этим симптомы вы находите у своего чада – срочно принимайте меры.

Признаки агрессора в буллинге среди детей школы – когда надо насторожиться взрослым?

Согласно опросам в столице, около 12% детей хотя бы раз участвовали в травле одноклассников. И цифра остается сильно заниженной, по причине нежелания детей публично признавать свою агрессию относительно других людей.

И совершенно не обязательно, что агрессор – ребенок из неблагополучной семьи. Чаще всего, как раз наоборот. Впрочем,  определить ту или иную социальную среду просто невозможно, потому что статус семьи совершенно не влияет на проявление в ребенке агрессии. Агрессором может стать ребенок из богатой и успешной семьи, обиженный на мир «ботаник», просто «лидер» класса.

Вовремя углядеть признаки начинающейся агрессии способен только учитель, как человек, который остается ближе всего к детям в период учебы.

Но и родители должны быть внимательны.

Однозначный повод – насторожиться и приглядеться к поведению ребенка, если…

  • Он легко манипулирует другими детьми.
  • Его раболепно слушаются во всем друзья.
  • Его боятся в классе.
  • Для него есть только черное и белое. Ребенок – максималист.
  • Он легко осуждает других людей, даже не разобравшись в ситуации.
  • Он способен на агрессивные действия.
  • Он часто меняет друзей.
  • Он не раз был вами «застукан» за оскорблениями, высмеиванием других детей, в драках, и пр.
  • Он капризный и дерзкий.

Безусловно, стыдно, страшно и больно узнать, что твой ребенок – участник травли.

Но ярлык «агрессор» – не приговор для ребенка, а повод – помочь своему ребенку справиться с этим испытанием.

Помните, что агрессорами дети становятся не просто так, а уж справиться с этой проблемой в одиночку ребенок точно не сможет.

Чем опасен буллинг в школе?

Увы, травля – частое сегодня явление. И не только в школах, и не только в России.

Среди разновидностей данного явления можно отметить также:

  1. Моббинг (прим. – массовая травля в коллективе, психо-террор). Пример явления хорошо показан в фильме «чучело». В отличие от буллинга, моббером может быть только один ученик или небольшая группа «авторитетов», а не весь класс (как в буллинге).
  2. Хейзинг.

    Этот тип насилия характерен чаще для закрытых учреждений. Представляет он собой насильственные «обряды посвящения», своеобразную «дедовщину», навязывание унижающих достоинство действий.

  3. Кибермоббинг и кибербуллинг.

    Данная интернет-травля обычно переносится в виртуальный мир из реального. Как правило, жертва даже не знает – кто именно скрывается за масками обидчиков, которые оскорбляют ее, шлют угрозы, издеваются в Сети, выкладывают на публику личные данные жертвы и проч.

Последствия буллинга могут быть весьма печальны. Подобная жестокость может породить еще более жесткий ответ.

Например, большинство школьников, которых увозили из школ (в разных странах) в наручниках после стрельбы и поножовщины – как раз жертвы буллинга, издевательств, открытой нелюбви к себе.

Жестокость всегда «деформирует» детскую психику.

Последствиями буллинга могут стать:

  • Ответная агрессия и насилие.
  • Срывы на более слабых одноклассниках, друзьях, братьях/сестрах.
  • Психологическая травма, появление комплексов, потеря уверенности к себе, развитие психических отклонений и проч.
  • Формирование асоциальных черт в ребенке, появление склонности к различным зависимостям.
  • И самое страшное — суицид.

Ребенка травят в школе.

унижают и издеваются над ним — как защитить и научить его противостоять школьной травле?

Как бороться со школьным буллингом, как остановить детскую травлю – пошаговая инструкция для взрослых

Если родители (учитель) точно знают о факте травли – меры нужно принимать немедленно.

В зоне риска могут оказаться любые дети, которые хоть чем-то выделяются из толпы, но это совершенно не означает, что нужно стать частью стада. Независимость нужно отстаивать.

Учите ребенка правильно вести себя: можно быть не таким, как все, но при этом быть душой компании, а не человеком, которого каждый хочет пнуть.

Излишняя самоуверенность или гипер-застенчивость – враги ребенка. От них нужно избавляться.

Кроме того…

  1. Коллекционируйте достоинства. То есть, повышайте самооценку ребенка и избавляйте его от комплексов. Здоровая уверенность в себе – ключ к успеху.
  2. Хорошая выдержка – черта характера волевого человека. Игнорировать с достоинством – это тоже нужно уметь.

  3. Ничего не бояться. Здесь все как с собаками: если та чувствует, что вы ее боитесь – обязательно кинется. Ребенок всегда должен чувствовать себя уверенно, а для этого нужно побороть страхи и комплексы.
  4. Развивайте чувство юмора в ребенке.

    Во многих ситуациях достаточно своевременной шутки, чтобы остудить горячие головы и разрядить обстановку.

  5. Расширяйте возможности ребенка для общения.
  6. Позвольте ребенку самовыражаться. Не загоняйте его в придуманные вами рамки.

    Чем больше ребенок реализует себя, тем более натренированными становятся его сильные стороны, тем выше его вера в себя.

Как помочь своему чаду, если он все-таки стал жертвой буллинга?

  • Учим ребенка фиксировать факты травли (диктофон, камера, фото и скриншоты, и пр.).
  • С доказательствами обращаемся к учителю — и ищем выход с классным руководителем и родителями агрессоров.
  • Обращаемся к психологу или психиатру (государственному, лицензированному!), который может зафиксировать факт нанесенного ребенку морального вреда.
  • При отсутствии изменений — пишем жалобы директору школы. Далее, при отсутствии результата — в комиссию по делам несовершеннолетних.
  • Если реакции по-прежнему – ноль, пишем жалобы о бездействии вышеописанных адресатов в Департамент образования, уполномоченному по правам человека, а также в прокуратуру.
  • Не забываем собирать все чеки – на лекарства ребенку для лечения психических и прочих травм, на врачей, на репетиторов, если пришлось пропускать школу из-за буллинга, на испорченное агрессорами имущество, на юристов, и проч.
  • Фиксируем травмы, если таковые были, и обращаемся в полицию с заявлением и бумагой из мед/учреждения.
  • Далее подаем в суд с требованием возмещения морального вреда и убытков.
  • Не забываем об общественном резонансе. Именно он часто помогает быстро решить проблему и заставляет двигаться все «винтики» в системе образования и проч. Пишите посты в соцсетях в соответствующих группах, пишите в СМИ, которые занимаются такими проблемами, и пр.

И, конечно, не забываем воспитывать в ребенке уверенность и объяснять, что проблема буллинга – не в нем.

Источник: https://www.colady.ru/bulling-v-shkole-kak-protivostoyat-priznaki-zhertvy-i-agressora.html

Травля ребенка (буллинг) в школе: что объяснить ребенку | Фонд Выход, аутизм в России

Издевательства в школе: как буллинг влияет на ребенка

03.08.19

Поведенческий аналитик о том, как научить школьника с аутизмом вовремя определять травлю (буллинг) со стороны сверстников и реагировать на нее

Келли Принц / Kelley Prince
Источник: Bcotb.com

Уже скоро дети будут возвращаться в школу с каникул, и все родители должны готовить им школьную форму и письменные принадлежности, но не менее важно снабдить детей подходящими социальными навыками для того, чтобы иметь дело со своими ровесниками. Количество случаев травли в школах неуклонно растет, и очень важно, чтобы те дети, у которых диагностирован аутизм, знали, что такое травля («буллинг»), и понимали, когда над ними начинают издеваться.

Предварительные результаты исследования Университета Бонда, США, показали, что 4 из 5 детей с аутизмом страдают от издевательств со стороны сверстников.

Проблема в том, что социальные навыки таких детей ниже возрастной нормы, а потому им сложно распознавать враждебные жесты и мимику и понимать сарказм. Кроме того, у таких детей могут быть трудности с коммуникацией.

Поэтому даже если они понимают, что над ними издеваются, они могут оказаться не в состоянии сообщить об этом учителям или родителям.

Кроме того, исследование показало, что в большинстве случаев травля в отношении детей с аутизмом не замечается до тех пор, пока не доходит до физического насилия. Это говорит о том, что педагоги и другие сотрудник школ обязательно должна проходить дополнительное обучение по распознаванию ранних этапов травли.

Важно обучать не только сотрудников школ, но и детей с аутизмом. Важные социальные навыки для детей с РАС – это умение определить, что над тобой издеваются и уведомить об этом взрослых. Для этого можно использовать одну из 3 стратегий (или же комбинацию всех трех):

1. Социальные истории – это короткие истории, которые описывают ситуацию с точки зрения ребенка, а также определяют подходящее для такой ситуации поведение. Цель социальной истории – помочь ребенку понять то или иное событие и ожидания от него.

Это, в свою очередь, влияет на его поведение в подобной ситуации. Например, социальная история про травлю может включать такой текст: «Когда дети в школе обзывают меня, например, говорят мне «тупой» или «тормоз», это называется травля.

Если это происходит, я сразу же расскажу об этом учительнице. Если меня трогают так, как мне не нравится, это тоже травля. Например, это травля, если меня толкают, бьют или пинают. Я сразу же расскажу учительнице о том, что это происходит со мной».

(Также смотрите: «Как учить детей с аутизмом с помощью социальных историй»).

2. Стратегии с проигрыванием по ролям. Другая техника для обучения ребенка тому, что такое травля – это проигрывание ситуации по ролям. Для этого можно проигрывать конкретные социальные сценарии с помощью ролевой игры.

Дети с аутизмом, как правило, хорошо обучаются с помощью готовых сценариев, и для них это может быть прекрасной помощью в распознавании поведения тех, кто издевается над другими, и в том, как поговорить об этом со взрослыми.

Родители или другие близкие ребенка могут объяснить ему, какое поведение говорит о том, что другой ребенок над ним издевается, а потом они могут проиграть с ним такую ситуацию по ролям. Затем ребенок может попрактиковаться в том, как он может сообщить взрослому о произошедшем.

Вы можете меняться ролями, чтобы ребенок смог посмотреть на ситуацию с разных точек зрения.

3. моделирование. Наконец, можно использовать видеомоделирование – когда нужное поведение или навык записывается на видео в качестве модели. Родители могут снять видео о том, как другие люди проигрывают ситуации травли, а потом показать это видео своему ребенку с аутизмом.

также может использоваться как материал для обсуждения, а также как способ определить признаки травли. Например, жертва буллинга на видео может рассказывать о ситуации взрослому.

Исследования показывают, что видеомоделирование – это очень эффективный метод обучения в начальных и средних классах школы, который также может применяться в старших классах и в домашних условиях. (Также смотрите: «Как обучать ребенка с аутизмом с помощью видео»).

Борьба с травлей в школе

В заключение, важно еще раз подчеркнуть, что 4 из 5 детей с аутизмом становятся жертвами буллинга, и в большинстве случаев ситуация игнорируется до тех пор, пока не доходит до физического насилия. Для решения проблемы необходимо дополнительное обучение сотрудников школ, а также мы обязательно должны учить детей распознавать признаки травли и рассказывать о ней взрослым.

Также смотрите:

Личный опыт. Исцеление от травли в школе

Какие занятия смогут улучшить социальные навыки ребенка аутизмом

Аутизм и психологическая травма

Аутизм и травля на рабочем месте

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Образование и обучение, Социальные навыки

Источник: https://outfund.ru/travlya-rebenka-bulling-v-shkole/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.