Есть вопрос: в чем разница между гендером и полом

Содержание

Гендерный признак

Есть вопрос: в чем разница между гендером и полом

Еще задолго до рождения малыша, узнав его пол, родители начинают приобретать вещи соответствующей цветовой гаммы и даже обустраивать детскую. Всем нам известно, что розовая палитра – для девочек, а голубенькая одежда, шоколадного цвета коляска – для мальчика.

Таким образом начинается гендерное воспитание ребенка, а гендерный признак являет собой не что иное, как соответствие человеком своей роли, которую ему приписывает общество.

Иными словами, женщины, как и мужчины, отличаются не только стилем одежды, но и манерой, привычками, внешностью и т.п.

Что значит гендерный признак?

Рассмотрим более детально, что же означает гендерный признак, гендерные роли. Немаловажно отметить, что возникновению гендерного признака предшествует гендерная идентичность, на формирование которой влияет не только биологическое развитие человека, но и его самосознание.

Так, уже в два года дети понимают свой пол, «Я – девочка, а ты – мальчик», но, разумеется, не могут осознать, что же под этим подразумевается. Наблюдая за окружающим миром, в первую очередь, за членами своей семьи, малыши обучаются различать пол других людей при помощи одежды, в которую те одеты, прическе.

К семи годам, когда ребенок осознает свой биологический пол, в нем начинают проявляться гендерные признаки. Кроме того, в подростковый период активно развивается гендерная идентичность, проявляемая в телесных изменениях, половом созревании, всевозможных переживаний романтического характера.

Помимо этого, маленькая личность проявляет свою гендерную роль, осваивая формы поведения, формируя характер в соответствии с представлениями окружающего общества.

Так, девочки начинают активно экспериментировать с макияжем, стремятся понравиться противоположному полу, мальчики, в свою очередь, начинают неосознанно подражать любимым героям из фильмов, стремясь внести некие изменения в свой внешний вид.

Постепенно у обоих полов проявляются гендерные признаки, общественное, социальное явление, которое возникает на фундаменте воспитания. Иными словами, если половые признаки являются биологически доказуемыми, то гендерные существуют только в человеческом сознании.

Гендерные различия полов

Принято считать, что женщинам свойственно быть хранительницей домашнего очага, матерью, которая всю свою жизнь посвящает рождению и воспитанию детей, а мужчины при этом по своей натуре карьеристы, для которых главнее быть финансово независимыми, социально успешными. Правда, глядя на современное общество, понимаешь, что окружающие нас люди сочетают в себе как мужские, так и женские качества.

На самом деле в этом нет ничего удивительного. В психологии это явление именуют, как сочетание феминных и маскулинных черт. У некоторых они проявляются в одинаковом количестве, наблюдается некий баланс этих черт, а у кого-то доминируют исключительно женское или мужское начало.

Феминные и маскулинные черты, гендерные различия проявляются не только в поведении, взглядах, увлечениях, но и в ценностях. Самое интересное, что, чем ярче выражены эти черты, тем большей гибкостью поведение человека отличается.

А это говорит о том, что такая личность с легкостью сможет адаптироваться к новым жизненным условиям, да и психологическое здоровье будет крепче, чем у тех, кто таковым не отличается.

Отталкиваясь от этих знаний, психологи настоятельно рекомендуют не воспитывать свое чадо в строгих рамках, не навязывать ежедневно гендерные стереотипы наподобие: «Не плачь, ты же не девочка», «Ты же принцесса, а потому нужно быть скромнее».

Уже с самого рождения закладывается гендерная идентичность человека, которая, в свою очередь, виляет на его ментальное здоровье, самосознание, мировоззрение. Немалую роль в ее формировании играют родители, которые порой, сами того не осознавая, могут навредить малышу, воспитав в нем транссексуала или трансвестита.В этой статье мы поговорим о гендерных различиях, вопросе, который далеко не для всех предельно ясен и понятен. Вы узнаете что подразумевается под этим понятием и в чем разница между полом и гендером.
Как улучшить работу мозга? От эффективности работы мозга во многом зависит наша работоспособность и жизнедеятельность. Бывают ситуации, когда необходимо улучшить работу мозга. Как это сделать, расскажем в этой статье. Как мотивировать себя на учебу? Для успешного обучения, получения новых знаний и навыков необходимо правильно себя мотивировать на учебу. Как правильно организовать процесс обучения? В этой статье мы расскажем о мотивации и правильной постановке цели для достижения успеха в учебе.

Источник: https://womanadvice.ru/gendernyy-priznak

Девочки и мальчики: в чем разница между гендером и биологическим полом?

Есть вопрос: в чем разница между гендером и полом

Первые представления о типичных «мужчинах» и «женщинах» ребенку дает семья. И зависят они от мнения взрослых о роли и месте каждого пола в обществе, значимости традиций, принятии или отклонении новых взглядов. А потом у малыша появляется возможность получить второе, третье и последующие представления. И сохранить или кардинально изменить свое мнение.

Девочки и мальчики: гендер или пол?

Гендерные (англ. gender, от лат. genus – «род») стереотипы постоянно меняются. И чем дольше существует человечество, тем радикальнее метаморфозы. Гендер – это не биологический пол, а социальный статус пола, приобретенный в процессе развития общества.

На нем основаны нормы поведения женщин, мужчин, детей, стариков и прочих категорий граждан. Биологический пол «выдается» человеку еще до рождения, и изменить его возможно только с помощью хирурга.

Гендер же – это весь поведенческий комплекс, присущий мужчинам и женщинам, который меняется в ходе исторического развития общества. Само понятие «гендер» возникло, когда ученые обнаружили, что биологический пол мало влияет на социальные роли мужчин и женщин.

В итоге появилось определение гендера – это совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Считается, что все, живущие в обществе, должны выполнять свои гендерные роли.

Внимание! В одних семьях придерживаются традиционных взглядов на мужские и женские роли. Девочкам дарят куклы, мальчикам – машинки. Место женского – в семье, мужского – за ее пределами. Подобные отношения характерны для семей патриархального уклада с религиозной составляющей или без нее. Отступление от стандарта вызывает непонимание и растерянность, а то и просто ужас.

Девочки и мальчики: процесс идет

Как утверждают специалисты – социологи и психологи, современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек сместились. Раньше самой главной задачей родителей считалось закрепление жестких стандартов женского и мужского.

А теперь актуально понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости мамы и папы. Появился новый термин – «гендерная интеграция».

Процесс предполагает критический пересмотр традиционных норм «женского» и «мужского» поведения в различных сферах жизни и формирование новых правил взаимоотношений не только родителей друг с другом, но и с детьми.

Внимание! Если ребенок увлеченно играет, по вашему представлению, не с теми игрушками, пожалуйста, не мешайте ему! До определенного возраста игры не привязаны к гендерному мировоззрению, дети в принципе должны играть.

Мальчики раннего возраста, например, могут пытаться кормить грудью свои игрушки, как это делает мама. Или примерять платья старших сестер.

Это естественный этап свободной игры, взросления, и ни в коем случае нельзя стыдить ребенка, который, по вашему мнению, играет как-то не так.

Девочки и мальчики: смена приоритетов

Стереотипы и страхи своим детям всегда навязывают взрослые. Традиционные семейные роли трансформируются. Исчезает разделение семейных обязанностей на чисто женские или мужские. Отсюда следует изменение взглядов на лидерство в семье.

И можно заметить, что лидером не всегда является мужчина, а женщина уже выполняет не только домашнюю работу. И это накладывает обязательства на взрослых, которые готовят своих детей к созданию семьи.

Избежать ошибок сложно и в том случае, если чрезмерно акцентировать внимание на смене исторических стереотипов, и при сохранении традиционных взглядов.

Внимание! Современные женщины боятся зависимости от мужчин, беспомощности, и поэтому своих дочерей зачастую растят по мужскому типу, когда на женский пол возлагается большая часть мужских обязанностей.

Такая малышка может и утюг починить, и черный пояс по карате получить.

И в этом нет ничего предосудительного! Но, став взрослой, девочка решит, что брак ей просто не нужен, а если создаст семью, то не на равных партнерских условиях. 

Воспитание девочек: я сама!

Положение женщин остается двойственным. С одной стороны, ее все активнее призывают научиться независимости от мужчин. С другой – по-прежнему предъявляют много претензий в вопросах продолжения рода. Дискриминация женщин сохраняется, но в скрытой форме.

Пример тому – устойчивые представления о том, что положено и «дозволено». Они-то и являются барьерами в сознании и поведении людей, причиной неравенства социальных позиций мужчин и женщин. Родители в растерянности, как растить дочерей.

В каждой семье вырабатываются свои стандарты. И неизбежны перекосы: девушки либо вообще не стремятся замуж, либо только об этом и мечтают.

Если полностью избегать формирования у дочерей мотивации на создание гармоничной семьи и рождение детей, встреча с реальной жизнью может быть достаточно травматичной.

Внимание! Иногда девочки проявляют интерес к мальчишеским занятиям, особенно это поощряется в тех семьях, где ждали ребенка другого пола.

Здесь самое важное не допустить, чтобы ребенок почувствовал, как на него накладываются какие-то личные нереализованные амбиции и желания родителей. Ребенок – самоценное счастье, даже если это пятая девочка или шестой мальчик в семье.

Опять же личный пример родителей – половина успеха детей в реализации своих жизненных установок.

Гибкая формула

Девочкам, в силу биологических особенностей, нужно чуть больше заботы, мальчику – больше самостоятельности. В определенном возрасте он начнет протестовать против опеки.

И дочку, и сына следует готовить к тому, что их партнером будет человек со своими взглядами на роли в семье.

Позиция «мужчине – мужское, женщине – женское» ошибочна и чревата неприятными «открытиями», поэтому воспитание в стиле «выйти замуж за олигарха, который решит все твои проблемы», по сути, является следствием инфантильности родителей, их собственной незрелости. 

Внимание! В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь. Стереотип мужественности изменился.

Традиционно в него входили физическая сила, подавление нежности, функциональное отношение к женщине, несдержанность в выражении гнева и страсти. Современный портрет иной: интеллект ценится выше физической силы, требуется проявление нежности и душевной тонкости, обуздание грубых чувств.

Позволяйте мальчику плакать – он не станет от этого хуже и слабее. 

Мнение эксперта

Юлия Стадник, психолог, Одесса

Родители и педагоги, воспитывая малышей, должны ориентироваться не на стереотипы, принятые в обществе, а на особенности нервной системы и черты характера детей, заложенные природой. девочки тоже бывают заводилами, А мальчики – застенчивыми.

Спортивная секция – это хорошо, пока она в радость, и не важно, каким видом спорта занимается ребенок. Сейчас девочки часто изучают традиционные мужские единоборства. Важно дать ребенку попробовать разные виды занятий. Примерив все гендерные роли, он сумеет развить социальный интеллект, лучше поймет свои потребности.

Не поспоришь

Разрушению гендерных стереотипов мешают физиологи, акцентирующие внимание на том, что женский и мужской организм имеют много отличий. Известно, что у «дам» лучше развито левое полушарие мозга, отвечающее за словесно-логическое мышление, у мальчиков преобладает правое. И это далеко не весь перечень. 

Не мешайте девочке нянчить кукол – биологическую программу продолжения рода и материнской заботы не так просто искоренить у здорового ребенка.

Женщинам становятся неинтересны традиционные сюжеты: выйти за состоятельного человека и иметь полный комфорт. Преобладают девушки, которые хотят быть организаторами своей жизни, с очень высокой ценностью личной независимости. Они не готовы жертвовать своими достижениями ради семьи. Но при этом страдают от одиночества. Это основное противоречие женщин молодого поколения.

Говорят дети

– Мама, я хочу быть принцессой!

– Сынок, ты можешь быть только принцем.

– Нет, мама, я могу быть, кем хочу.

Источник фото: depositphotos.com

Источник: https://www.2mm.ru/malysh/vospitanie-rebenka/2497/devochki-i-malchiki-v-chem-raznica-mezhdu-genderom-i-biologicheskim-polom

Что означает гендерный признак, что такое гендер – определение и происхождение термина

Есть вопрос: в чем разница между гендером и полом

Довольно часто можно столкнуться с такими выражениями, как “дискриминация по гендерному признаку”, “гендер”, “гендерный признак”.

В наше время, когда права всех и вся защищают практически во всём мире, когда слова “толерантность” и “недискриминация” звучат почти из каждого приёмника, эти слова особенно часто появляются в лексиконе политических деятелей, известных правозащитников, а также просто окружающих людей.

Далеко не каждый человек имеет чёткое представление о том, что означает этот термин и всё, что с ним связано. Большинство людей, которые его слышат или используют, путают его с другими обозначениями: “пол” и “половой признак”.

О том, что означает “гендер”, что такое “гендерный”, и чем отличается “гендерный признак” и “признак половой”, будет описано в этой статье.

Гендер – что это?

Для начала стоит разобрать само определение понятия “гендер”. Смутное представление о том, что такое гендер, и как его использовать в речи, имеет большинство людей, но очень часто многие просто путают понятия, не зная их чёткие определения.

Гендер – это обозначение спектра определённого спектра характеристик, которые относятся к фемининности и маскулинности. То есть, по сути, это перечень характеристик, которые присущи представителям определённого пола. Именно поэтому многие и путают это понятие с полом и половыми признаками. Но следует помнить о том, что между этими двумя понятиями есть существенные различия.

В чём различия между гендерным признаком и половым признаком?

Стоит выделить основные различия, которые имеются между двумя этими понятиями. В принципе, определения их довольно похожи. И гендерный и половой особенности обозначают отличительные особенности представителя определённого пола. При этом стоит уточнить, о каких особенностях идёт речь:

  • Половый признак обозначает именно физиологические характеристики пола. То есть, речь идёт о половых органах, о биологии, об изначально приобретённых половых признаках. В принципе, всё ясно и понятно.
  • Гендерный признак и само определение понятия “гендер” является более обширным и более сложным. Хоть “гендер” и “пол” часто путают и используют как взаимозаменяемые понятия, это является ошибкой. Гендер и гендерный признак также обозначает половые особенности, но не в физиологическом смысле.

Гендерный признак затрагивает признаки пола, касающиеся социального определения индивида. В теории социального конструктивизма, а также в гендерных исследованиях, понятия “пол” и “гендер” противопоставляются друг другу.

В основе этого противопоставления лежит тезис о том, что различия между женщинами и мужчинами не имеют под собой биологического происхождения, а навязаны социальными структурами, для которых эти гендерные обозначения являются легитимными.

Гендер подразумевает разделение не по половым признакам, а по такому эфемерному принципу, как “природная сущность”. То есть, за основу берётся не биологическая принадлежность к полу, а своё собственное осознание индивида. Его собственная ментальная принадлежность, его ощущение отношения к определённому полу и является определением его гендера.

Теория социального конструктивизма является теорией противоположной биологическому детерминизму, который предполагает принадлежность человека к полу, признаки которого у него были сформированы ещё в утробе матери.

Социальный конструктивизм ставит под сомнение эту теорию гласит, что гендерные роли, половое разделение, не даются при рождении, а проявляются со временем.

Если говорить уж совсем грубо, то социальный конструктивизм утверждает то, что женщинами или мужчинами не рождаются, а становятся.

Гендер и его признаки приобретаются индивидом не при рождении, а с течением времени. Каждый человек вправе сам решать к какому полу он относится и какие гендерные признаки ему ближе. Определение своего гендера зависит и от ощущений самого индивида, а также от социальных взаимоотношений.

Следует сказать и о том, как вообще данное понятие появилось. Для появления определения гендера и гендерных признаков существовал целый ряд определённых предпосылок, которые сильно повлияли на потребность появления на данном этапе развития общества такого понятия.

  • Ещё в 1955 году сексолог Джон Мани занимался изучением половой дифференциации и ввёл понятие гендера для определения социальной роли индивида, отличной от его биологического пола. Необходимость в осуществлении такого рода исследования объясняется появлением транссексуальных и интерсекс-людей. Появление индивидов с определённым гендерным самосознанием потребовало необходимости их определения в социуме. Правда, стоит отметить, что в те годы этот термин не очень прижился, оставшись просто научным понятием – частью исследования.
  • Широкое развитие термина наблюдалась в начала 1970-х годов, когда активно действовало феминистское движение. Феминизм имел в основе определённую теорию, в которой социальный конструктивизм играл довольно серьёзную роль. Теоретики движения феминизма использовали понятие “гендер” для разделения половых признаков, данных природой человеку, от норм и форм поведения человека, которые в обществе делятся на “мужские” и “женские”.

Провозглашение разделения понятия “гендер” и “пол” позволило поставить под сомнение биологическое определения человека, как “проявление его судьбы”.

Это дало серьёзный толчок для развития социальных и гуманитарных наук, так как введение столь пространного понятия, как “гендер”, расширило горизонты исследования человеческого самоопределения и социальной адаптации каждого индивида.

Использование термина на современном этапе

На данный момент термин “гендер” часто используется вместо термина “пол”. Нет чёткого разграничения ситуаций, в которых должно использоваться то или иное понятие. Использование одного термина вместо другого зависит от взглядов определённого автора.

Авторы, никаким образом не относящиеся к теоретикам феминизма и не являющиеся последователям их идей, чаще всего используют “гендер” как синоним термина “пол”. Если автор научной статьи просто не видит в них особых различий, он просто не будет их различать и разделять.

В то же время чёткая позиция есть у феминисток и последователей их движения. Термин “пол” используется ими довольно редко, и то, только для его осуждения. Чаще всего они используют именно “гендер” или “гендерный признак”, так как провозглашают свободу самоопределения человека независимо от его биологической идентификации.

Источник: https://psiho.guru/populyarnye-voprosy/chto-takoe/gendernyy-priznak-gender-chto-eto-takoe.html

Он или она? Стыдные вопросы про трансгендеров Да, это по-настоящему стыдные вопросы (и нестыдные ответы) — Meduza

Есть вопрос: в чем разница между гендером и полом

Трансгендерность в России до сих пор многими воспринимается как какая-то аномалия, блажь, символ упадничества благополучных стран.

Это, разумеется, не так, но даже самые вежливые люди иногда путаются, в каком роде обращаться к трансгендерам, и не могут с ходу ответить на вопрос, в какой туалет трансгендерам ходить.

«Медуза» собрала стыдные вопросы про трансгендерность и ответила на них максимально доступным образом.

Давайте с самого начала. Трансгендер и транссексуал — это одно и то же?

Правильный, но скучный ответ. Нет. Транссексуалы — люди, прошедшие операцию по коррекции биологического пола.

Каждый из нас рождается с мужскими или женскими половыми признаками (за исключением интерсексуалов, которые имеют признаки обоих полов); это идет в комплекте с определенными хромосомами, анатомией, гормональным балансом. Генетику изменить нельзя, но можно поменять гормональный баланс и внешние половые признаки.

Транссексуал, рожденный с половыми признаками мужчины или женщины, при помощи гормонов и (или) хирургической операции меняет признаки на противоположные. Такие переходы называются ftm (female-to-male) и mtf (male-to-female).

 Трансгендерами же называют всех людей, чье осознание себя и поведение не совпадают с их фактическим полом (транссексуалы тоже трансгендеры). Считается, что пол — это про тело, а гендер — про сознание. Гендер, в отличие от пола, результат культурного или социального влияния.

А теперь своими словами. Транссексуалы делают операцию: мужские половые признаки меняются на женские, а женские — на мужские.

Трансгендеры — это все, кто имеет другой взгляд на свой пол и гендер, чем социум и природа: мужчина может считать себя женщиной (а женщина — мужчиной), чем-то средним или то мужчиной, то женщиной.

Транссексуал — это трансгендер, но не любой трансгендер — транссексуал.

А как про трансгендеров говорить? Он? Она? 

Правильный, но скучный ответ. Это очень сложный вопрос, и единых правил — с точки зрения языковой практики — нет. В англоязычной среде есть несколько практик использования гендерно нейтральных местоимений, но нельзя сказать, что какое-то одно называние является единственно верным.

Так, в США применительно к незнакомому человеку можно встретить выражение he or she («он или она»), s/he или употребление местоимения they («они») в значении единственного числа. Есть и более экзотические варианты — ne, ve, ze и многие другие.

 Все это касается случаев, когда вы говорите о трансгендере, чья самоидентификация по какой-то причине вам неизвестна либо является зыбкой (как, например, у бигендеров).

А теперь своими словами. Эта проблема не решена, так что поступайте так: пока вам не стало ясно, как человек называет себя сам, избегайте местоимений «он» и «она». 

А в какой туалет трансгендерам ходить? В мужской? В женский?

Правильный, но скучный ответ. Эта ситуация до сих пор не решена во многих странах: многие трансгендеры хотели бы ходить в туалет сообразно своей гендерной идентичности, а не биологическим половым признакам, но общество и законодательство не везде к этому готово. Иногда дело доходит до суда.

В США 16-летний американский школьник требовал, чтобы школа перестала нарушать его права и разрешила ему пользоваться мужским туалетом, несмотря на формально женский пол, — суд изначально отказался рассматривать это дело, но школьник подал апелляцию. Администрация Барака Обамы официально его поддержала.

 

А теперь своими словами. Оставьте трансгендерам право самим выбирать туалет и не удивляйтесь, если увидите в очереди в «М» человека, выглядящего как женщина, и наоборот. 

А что у трансгендеров с половыми органами?

Правильный, но скучный ответ. Далеко не все трансгендеры испытывают дискомфорт из-за половых признаков, с которыми они родились.

Те, кому мучительно находиться в своем теле, могут прибегнуть к хирургическим операциям по коррекции пола — после прохождения комиссии и медицинского направления на гормональную терапию.

Иногда на этой стадии все и заканчивается: человек начинает чувствовать себя комфортно и без операции.

Если гормональной терапии недостаточно, проводится операция (или несколько) по хирургической коррекции пола. В операцию могут входить удаление яичников, лицевая хирургия, удаление молочных желез.

Самая сложная операция, к которой прибегают не все транссексуалы, — коррекция первичных половых признаков. Для перехода из мужского в женский пол пенис разворачивают в вагину, делают клитор из головки члена и половые губы из мошонки.

Для перехода из женского в мужской создают пенис из клитора (метоидиопластика) или из тканей тела (фаллопластика). Если пенис сделан из клитора, он сохраняет эректильную функцию, но не может сильно увеличиваться, что иногда создает трудности для вагинального секса.

Если же пенис сделан из тканей кожи, врачи могут удлинить мочеиспускательный канал, но эректильная функция будет создаваться искусственно с помощью имплантата.

А теперь своими словами. Трансгендеру необязательно некомфортно в его теле, да и транссексуалы не всегда меняют пенис на вагину и наоборот. Тем не менее это иногда случается — и в целом «новые» половые органы работают; правда, с некоторыми ограничениями.

Трансгендерность — это не болезнь. А что? Аномалия? Патология? Отклонение? Сколько трансгендеров в мире?

Правильный, но скучный ответ. Трансгендерность — не болезнь, однако часто ей сопутствует депрессия из-за изоляции, ненависти к своему телу или дискриминации.

Из американского списка психических расстройств расстройство гендерной идентичности было исключено в 2013 году и заменено на «гендерную дисфорию» — стресс, вызванный неприятием трансгендерности самим человеком или его окружением.

Сейчас считается, что трансгендерность — врожденный признак, то есть зависит от генетики, окружающей среды и гормонального баланса. 

Сколько трансгендеров в мире, точно неизвестно — хотя бы потому, что во многих странах по ним нет никакой статистики.

Есть много разных оценок в зависимости от места исследований и их целей: одно дело фиксировать случаи обращений трансгендеров за клинической помощью; другое — спрашивать детей или их родителей о том, хотели ли они быть противоположного пола.

Одна из наиболее частых оценок: один трансгендер на 30 тысяч цисгендерных (нетрансгендерных) людей. Для сравнения: в Великобритании гомосексуалами называют себя 1,6% людей старше 18 лет, в США — 1,7%. Хоть сколько-нибудь полной статистики по трансгендерам в России не существует.

А теперь своими словами. Трансгендерность похожа на гомосексуальность — не болезнь, а врожденное свойство. Встречается оно при этом реже.

Мне кажется, я живу не в своем теле. Что мне делать? Может быть, я трансгендер?

Правильный, но скучный ответ. Существуют разные проблемы с восприятием собственного тела, далеко не все из них связаны с гендером. Это может быть недовольство собой и депрессивные состояния из-за несоответствия бытующим канонам красоты, могут быть и пищевые расстройства — орторексия, анорексия или булимия.

Весь спектр сложных или травматичных отношений со своим телом в английском языке обозначают понятием body issues — ему посвящено огромное количество отдельных исследований.

Иногда проблемы с телом решаются выбором одежды, иногда — пластической хирургией или операцией по коррекции пола, иногда — отделением собственного восприятия от общественного, но в любом случае разобраться с тем, что именно происходит с вами, поможет психолог.

А теперь своими словами. Проблемы с собственным телом вплоть до его полного неприятия могут возникнуть у любого человека, но это не обязательно трансгендерность.

В каком возрасте происходит осознание трансгендерности? 

Правильный, но скучный ответ. Обычно это происходит довольно рано — уже в детстве люди испытывают дискомфорт от собственной гендерной принадлежности. Например, недавно Анджелина Джоли и Брэд Питт заявили, что поддерживают желание своей девятилетней дочери Шайло быть мальчиком и отныне по его просьбе будут называть Джоном. 

В странах, где разрешены операции по смене пола, например в России, часто существует возрастное ограничение: хирургическая операция может быть проведена только после 18 лет. 

А теперь своими словами. Чувство дискомфорта от тела появляется в раннем возрасте. Осознание трансгендерности — в зависимости от страны и культуры. 

Источник: https://meduza.io/feature/2016/04/05/on-ili-ona-stydnye-voprosy-pro-transgenderov

Гендер: чем определяется наш социальный пол? – Психологос

Есть вопрос: в чем разница между гендером и полом

Ге́ндер — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это те аспекты мужского и женского, которые задаются в первую очередь обществом как некоторый социальный норматив.

Иногда понятие “гендер” употребляют как синоним понятий “мужское и женское”, подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и феминностью и предположительно отличающие мужчин от женщин.

При таком подходе гендеров всегда два – мужской и женский, и именно в этом смысле говорят о психологических особенностях мужчин и женщин.

В более узком и точном значении “гендер” – это заданный обществом определенный стандарт мужского или женского поведения, и при таком подходе гендеров не два, а гораздо больше. Есть стандарт мужского и женского вообще, и при этом есть конкретные стандарты поведения (гендеры) внутри мужского и женского поведения.

В частности, в Таиланде распознаётся пять гендеров, включая катой (мужчины, сменившие пол на женский) и два гендера лесбиянок, отличающихся маскулинностью и феминностью.

У чукчей до конца XX века различались мужчины-гетеросексуалы, мужчины-гетеросексуалы, носившие женскую одежду, мужчины-гомосексуалы, носившие женскую одежду, женщины-гетеросексуалки и женщины, носившие мужскую одежду. Все это – разные гендеры.

Начиная разговор о мужском и женском гендере, важно подчеркнуть: нередко можно встретить женщину с мужским гендером (“мужик в юбке”) и мужчину с гендером женским: не волевого, мягкого, подверженного чувствам.

Гендер и биология

Гендер – социальный пол, задается обществом, но есть ли за этими социальными нормативами биологические корни?

Есть. Мальчики и девочки изначально, по своей генетике и биологии, различаются по интересам, способностям и стилю. Мужской и женский мозг отличаются по своему объему и функциям.

Отличия мужского и женского видны с самого раннего детства: мальчики любят играть в машинки и дерутся, девочки играют в куклы и ябедничают – и это происходит помимо сил социальных влияний, это “вшито” биологически.

Нельзя отрицать, что поведение лиц мужского и женского пола есть следствие их социализации и воспитания в соответствии с представлениями общества о роли мужчин и женщин.

Однако возникает вопрос: а почему у человечества сформировались такие представления? И почему, несмотря на смену исторических и экономических эпох, они все же в своей основе остаются незыблемыми? Скорее всего, потому, что они основываются на народной мудрости, учитывающей биологические возможности мужчин и женщин.

С другой стороны, многие биологические особенности мужчин и женщин, похоже, сформировались в процессе эволюции в связи с теми жизненными функциями, которые распределялись культурой между женщинами и мужчинами.

Если мужчины взяли на себя функцию охоты, они учились пространственному мышлению, умению договариваться на расстоянии, различать право и лево, учились бить и смело драться.

Если женщины взяли на себя функцию сидеть с детьми и заботиться о пещере (доме), они развивали у себя умение чувствовать детей и других близких им людей, умению договариваться в непосредственном общении, заботиться о безопасности и привлекать к себе внимание мужчин, которые могли бы о них позаботиться. См.→

Гендер и культура

Какие бы ни были биологические основы, гендерные различия по большей части – результат научения. Мальчиков и девочек воспитывают как мальчиков и девочек, по нормативным представлениям культуры: “Мальчики не плачут!” “Девочка не может быть грязнулей!”.

Это воспитание происходит в каждой семье с помощью окружающих, а иногда и государства. Если маленький мальчик носит длинную косу, над ним смеются. Если мама ему объяснит, что “так заведено, что мальчик косу не носят”, то он быстрее подчинится социальному давлению на него.

Маленькие мальчики и девочки поведенчески практически не отличаются друг от друга до определенного возраста, но по мере развития в общественной среде они усваивают стереотипы поведения и свою гендерную роль. Вместе с этим дети усваивают и полоролевые установки, которым вынуждены следовать и принимать.

Девочек превращает в женщин – общество, обучая их этой роли и настаивая на обязательности этой роли.

В таких религиозных общинах на территории Соединенных Штатов, как Римско-Католическая церковь и Церковь Святых Последнего Дня, женщин принуждают следовать традиционным гендерным ролям под угрозой отлучения.

А в некоторых протестантских общинах женщин, усомнившихся в необходимости слепого подчинения мужчинам, навещает категорично настроенный пастор, который разубеждает их, показывая в Библии отрывки, подтверждающие подчиненное положение женщины.

Наказание за отказ следовать гендерным ролям может быть жестоким. Аятолла Хомейни, правитель Ирана с 1979 до середины 1980-х гг., отменил все законы, дающие женщинам хоть какие-то права, и приговорил к смертной казни в общей сложности 20 тысяч женщин, которые не соблюдали четкие правила, регламентирующие их одежду и поведение (French, 1992).

При этом неверно утверждать, что гендерные установки обществом именно “навязываются”, а люди им сопротивляются: нет, гендерные стандарты по большей части встречают повсеместную поддержку. Женщины обычно хотят выйти замуж не просто за существо мужского пола, а за настоящего мужчину.

Аналогично, и мужчинам нужна не просто кукла женского рода, а милая и красивая женщина. Чтобы это происходило, заботливые родители воспитывают мальчиков как мужчин, а девочек – как женщин.

Если это получается, родители гордятся своими детьми, а выросшие дети гордятся собой и благодарят родителей.

Гендерные стандарты – одна из основ современной цивилизации. При этом кажется полезным, чтобы женщины не замыкались в узком кругу “женских дел” и домашних обязаностей, чтобы они могли выбирать себе те занятия, которые их заинтересуют, и их осваивать. Аналогично, если мужчины добавят себе те способности и таланты, которыми обычно владеют женщины, это их также обогатит.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/gender-dvoe-zn--chem-opredelyaetsya-nash-socialnyy-pol-vop-zn-

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.