Дизартрия: причины, симптомы, методы лечения

Содержание

Лечение дизартрии в домашних условиях

Дизартрия: причины, симптомы, методы лечения

Слух и зрение даны человеку природой с самого рождения, но некоторые навыки и умения требуют развития и практики. В процессе познавания речи ошибки естественны, но если малыш со временем так и не научился говорить правильно – есть повод забить тревогу.
Дизартрия – заболевание неврологического характера, обусловленная нарушением функций речевого аппарата.

Лечение дизартрии в домашних условиях

Симптоматика дизартрии

Болезнь имеет сложную классификацию. Врачи выделяют три этапа развития заболевания, но симптомы для них едины:

  • неспособность ребенка четко и правильно проговаривать слова;
  • проглатывание и каверканье слогов;
  • затруднение речи в целом;
  • закрепощение лицевых мышц;
  • нарушенная мимика;
  • изменение тональности голоса в процессе воспроизведения речи;
  • затрудненная моторика пальцев и кистей;
  • неспособность пользоваться элементарными предметами — ложкой, ручкой и т.д.;
  • ребенок испытывает сложности в обычных манипуляциях (завязывание шнурков, застегивание одежных молний и пуговиц).Симптоматика дизартрии

Причины развития

Дизартрия – болезнь нервной системы. Поэтому первопричины к возникновению заболевания чаще всего кроются во внутриутробном развитии плода:

  • гипоксия плода;
  • сложная беременность;
  • трудные и затяжные роды, а также послеродовые осложнения, или слишком стремительные;
  • тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время беременности;
  • врожденные патологии ЦНС;
  • поражения головного мозга при подах или в процессе развития плода.Дизартрия – болезнь нервной системы. Поэтому первопричины к возникновению заболевания чаще всего кроются во внутриутробном развитии плода

Однако дисфункция речевого аппарата могут быть связана и с инфекционными заболеваниями, перенесенными ребенком, а также с психологическими травмами.

Лечение в домашних условиях

Дизартрия излечивается целым комплексом мероприятий, направленных на восполнение в организме витаминов, минеральных веществ, а также на укрепление лицевых мышц и развитие речи.

Массаж

Процедура масса призвана вернуть тонус и уменьшить атрофия мышц, отвечающих за речевые функции. Продолжительность массажа должна составлять не менее 15—20 минут ежевечерне.

Основные приемы массажа лица:

  • пощипывание;
  • поглаживание;
  • прикусывание зубами с внутренней стороны;
  • массаж неба большим пальцем;
  • массирование губ пальцами.Основные приемы массажа лица

Все движения осуществляются на губах, щеках, подбородке и нижней челюсти в разных направлениях: по и против часовой стрелки, вверх—вниз, вправо—влево.

Массаж можно проводить перед зеркалом, поставив ребенка к нему лицом и встав у него за спиной. Важно проговаривать все свои действия (можно свести массаж к легкой игре). А после попросить малыша повторить все самому. Полезным будет приучить ребенка самостоятельно делать легкие массирования лицевых мышц каждое утро во время умывания.

Специальная гимнастика лицевых мышц

Для одного из упражнений понадобится зеркало. Как и во время массажа нужно встать за спиной у малыша, лицом к зеркалу, и, медленно проговаривая простые слова, попросить ребенка смотреть на положением ваших губ в зеркале.

Затем малыш сам должен произнести это слово, смотря уже на свое отражение. Во время упражнения можно заучивать не слишком трудные детские стихи, это будет развивать память ребенка. Уже выученные стихи следует периодически повторять – это поможет ребенку закрепить уясненные навыки.

Упражнение может даваться с трудом, так как звука довольно дольно поддаются заучиванию.

На счет «раз» ребенок открывает рот и удерживает его в таком положении до счета «пять». С «шести» до «десяти» рот должен быть закрыт. Снова начинается отсчет, и малышу нужно пять секунд держать рот полуоткрытым, а на следующие пять секунд – опять закрыть. Так повторить десять раз.

[block id=”1″]

С силой надувать и сдувать щеки около 30 секунд. Чтобы ребенку было интересней можно надувать разноцветный воздушный шарик.
Втянуть щеки вовнутрь. Задержать положение на 10—15 секунд.

Попросить малыша широко «зевнуть», максимально открывая рот. Сделать паузу и еще раз повторить.
Поочередно открывать и закрывать рот, цокая языком и прищелкивая зубами.

Упражнения для губ

  1. Вытянув губы вперед трубочкой, ребенок в течение 20—25 секунд должен произносить букву «у» или слог «ту», имитируя звуки паровоза, или выдувать мыльные пузыри.
  2. Попросить ребенка показать оскал злой собаки и порычать.
  3. Не показывая зубы, растянуть губы наподобие улыбки, и задержать мышцы лица в фиксированном положении на 15—20 секунд.

    Изобразить воздушный поцелуй.

  4. Чередовать в течение минуты третье и четвертое упражнение.
  5. Поиграть с ребенком в игру. Вы называет животное, а малыш должен показать характерный для него звук. Например, кошка – «мяу», корова — «муу». Если какие—то звуки ребенку неизвестны, то следует их подсказать.

    Помимо животных можно имитировать звуки машин, или профессий (кучер — «тпру»).

Гимнастика языка

Следующие упражнения выполняются по 20—30 секунд.

  1. Открыть рот и как можно дальше высунуть язык.
  2. Попытаться дотянуться языком до кончика носа (без помощи рук).
  3. Не размыкая губ, попеременно толкать языком изнутри то одну, то другую щеку. Щеки не раздувать!
  4. Не открывая рта обвести языком зубы с обеих сторон, внутреннюю сторону щек и верхнее небо.
  5. Попросить ребенка громко поцокать языком. При выполнении упражнения пот приоткрыть, положение челюстей неизменно.
    Рот закрыт. Упереть сложенный трубочкой язык в передние резцы, приоткрыть рот и высунуть язык. Повторить.

Общие упражнения

Попросить ребенка прикусить зубами носовой платок. Взрослые без излишней силы должен тянуть платок на себя, а ребенок — удерживать во рту. Упражнение можно чередовать в другими из гимнастического курса.

Аналогично предыдущему упражнению выполняется следующее, только вместо платка беретка леденец на палочке (чупа—чупс). Смысл упражнения в том, что по мере рассасывания конфетки удерживать его во рту будет все сложнее.

Кроме того обычные леденцы тоже могут быть полезны, если перекатывать их во рту при помощи языка.

Обычные леденцы тоже могут быть полезны, если перекатывать их во рту при помощи языка

Любимым вареньем ребенка по очереди мазать губы, уголки рта, весь рот целиком и просить малыша облизнуть лакомство.

Во время массажа и упражнений ребенку должно быть удобно и комфортно. Не стоит повышать голос, если ему что—то сложно выполнить. Часто дети расстраиваются, когда им что—то не удается. В этом случае родители должны помочь и заинтересовать малыша.

Лечебные упражнения нужно проводить 2—3 раза в день. Однако, если ребенок плохо себя чувствует, у него болит живот или голова, обнаружилась простуда – занятия не проводятся.

Развитие моторики

Педиатрами доказано, что в раннем возрасте функции речевого аппарата тесно связаны с моторикой пальцев.

Для развития моторики полезно собирать паззлы, конструкторы, кубики. Известная всем мозаика — еще одно хорошее средство.

Для развития моторики полезно собирать паззлы, конструкторы, кубики

Ссыпать в миску разноцветные пуговицы или стеклянные шарики, перемешать и попросить ребенка разложить их на столе в кучки по размеру (маленькие, средние, большие) или по цветам. Предметы не должны быть слишком мелкими, поэтому горошины и маленькие бусины не подойдут.

Регулярно давать ребенку лепить из пластилина или глины. Особое внимание следует уделять сложным предметам, требующим изготовления многих деталей (домики из бревен, цветы с листиками (ромашка), различные зверята).

Регулярно давать ребенку лепить из пластилина или глины

Взять большую углу и длинную нитку и предложить ребенку нанизать бусины на нить, для детей более младшего возраста можно предложить такой вариант – собрать на шнурок макароны с большим отверстием.

Рассыпать на столе коробок спичек и попросить ребенка сложить из них какой—нибудь рисунок, фигуры или буквы алфавита. Можно проговаривать полученные картинки.

Для выполнения этого упражнения понадобится большое количество мелких предметов, которые нужно поставить в миске перед малышом и попросить его поочередно правой и левой рукой выкладывать вещи на стол.

Заготовить два листка и одинаковым набором опорных точек для идентичных фигур. На одном листке точки соединить и использовать как образец, а на втором попросить ребенка сделать то же самое.

Нарисовать для малыша на листе бумаги различные фигуры и попросить закрасить их различными способами и цветами. Например, круг – красный, квадрат – заштрихованный.

Полезными свойствами обладают и обычные раскрашивания специальных заготовок (раскрашек).

Полезными свойствами обладают и обычные раскрашивания специальных заготовок (раскрашек)

Хороший эффект в развитии моторики дает рисование по готовым трафаретам.

Положить в непрозрачный тканевый мешок различные предметы, предложив ребенку не вытаскивая вещь оттуда, на ощупь опознать предмет из мешка.

Вырезать из картона букву алфавита и разрезав ее на части, попросить ребенка собрать все в изначальное положение и назвать букву. Задание можно усложнить, если из различных цветов картона вырезать несколько букв и перемешать части между собой. Важно не мельчить – буквы должны быть среднего размера и обязательно печатные.

Гимнастика для пальцев и рук

Выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

  1. Аккуратные растирания ладошки с тыльной и внутренней стороны.
  2. Разминание пальчиков, чередующееся с их поглаживанием.
  3. Нежное массирование каждого пальца по кругу.
  4. Выполнение присказки про «сороку—белобоку».
  5. Воронкообразные движения большого пальца по кругу, а затем вверх и вниз.
  6. Сжимание в кулак всех пальчиков сразу и одновременное распрямление кулака.
  7. Круговые движения кисти с запястном суставе.
  8. Растирание и массаж каждой фаланги всех пальцев, включая межпальцевое пространство.
  9. Соединение идентичных пальцев на ладонях – мизинец правой руки прислонить подушечкой к мизинцу левой и т.д. Упражнение проводить, держа руку на весу.

Геометрия на пальцах

Существует множество фигур, которые можно показать на пальцах. Например, можно попросить показать ребенка домик (или шалаш), лодку, стул, зайчика или козу, очки.

Нарушения функций речевого аппарата, вовремя исправленные в детстве, не оказывают влияния на последующую взрослую жизнь.

Но дизартрия сама по себе не излечивается, часто курс лечения требует выдержки и терпения прежде всего от родителей. Очень важно не допустить у ребенка развития комплексов и не дать ему в так называемый язык жестов.

Общение в семье и ос сверстниками играет немаловажную роль в преодолении речевых барьеров.

– Коррекция произношения при дизартрии

Источник: http://NarodnimiSredstvami.ru/lechenie-nevrologicheskih-zabolevaniy-narodnyimi-sredstvami/lechenie-dizartrii-v-domashnih-usloviyah.html

дизартрия

Дизартрия: причины, симптомы, методы лечения

Дизартрия – это расстройство речи, при котором имеет место неправильное или затрудненное произношение слов или отдельных звуков, возникающее в результате поражения нервной системы.

При дизартрии нарушена работа речедвигательного аппарата (языка, мягкого нёба, губ), из-за чего затруднена артикуляция. Основные признаки дизартрии: нарушение звукопроизношения, дыхания и голоса, изменениях ритма, интонации и темпа речи, нарушение интеллектуальной деятельности, мелкой и крупной моторики, трудности с глотанием и жеванием.

Нарушения работы головного мозга ребёнка и формирование дизартрии возникают вследствие родовой травмы, приведшей к гипоксии мозга или к кровоизлиянию в мозг.

Отдельной проблемой, приводящей к дизартрии, является травма шейного отдела позвоночника, полученная ребенком в родах или раннем возрасте. Травма приводит к дефициту мозгового кровотока и кислородному голоданию речевых центров головного мозга.

https://www.youtube.com/watch?v=YtHuL1Jrcvs

Причинами дизартрии также являются перенесенные инфекции во время беременности, тяжёлые заболевания, перенесённые ребёнком в раннем возрасте, в том числе менингит, энцефалит. После черепно-мозговых травм и вакцинации также может развиваться дизартрия.

Существует несколько разных форм дизартрии: корковая, подкорковая, бульбарная, псевдобульбарная, мозжечковая, стертая (легкая).

Все они отличаются областью поражения центральной нервной системы и характером речевых нарушений: трудности с произношением звуков, соединением слов в предложения, изменения голоса, нарушение мелкой и крупной моторики, трудности с глотанием и жеванием и другие нарушения.

В зависимости от выраженности нарушений различают тяжелые и легкие степени дизартрии. Например, при легкой степени речь будет понятной, но нечеткой, а при тяжелой – ребенок не в состоянии произносить слова.

стандартное лечение

Проблему дизартрии решают целый ряд специалистов: неврологи, логопеды, дефектологи, психологи.

В качестве методов лечения используют медикаментозную терапию, с использованием ноотропов и сосудистых препаратов, физиотерапию, ЛФК, массаж общий и логопедический, артикуляционную гимнастику, водолечение.

Для автоматизации речи и работы с дефектами назначают занятия с логопедом, песочную терапию, занятия и игры, направленные на развитие мелкой моторики (лепка, мозаика), ЛФК для развития общей моторики.

наше лечение

Как альтернативу стандартному лечению мы предлагаем подход, предполагающий восстановление пораженных участков мозга, отвечающих за работу речедвигательного аппарата, а также создание условий для дальнейшего нормального развития и функционирования этих участков.

Благодаря комплексному подходу мы восстанавливаем пораженные речевые центры головного мозга, а также устраняем их кислородное голодание, нормализуя мозговой кровоток.

Курс лечения состоит из последовательных этапов. На первом этапе важно выявить и устранить травму шейного отдела позвоночника, на втором этапе – восстановить кровоток в речевых центрах мозга, и на третьем – запустить выработку необходимого количества энергии в нервных клетках для правильной работы речевых центров.

После активации нервных центров происходит улучшение речи, поскольку мышц шеи, гортани, языка и губ в полном объёме получают сигналы из головного мозга.

Курс лечения эффективен при любой форме дизартрии и позволяет достичь значительных результатов даже при тяжелой степени заболевания.

стоимость лечения

Стоимость лечения в нашем центре рассчитывается индивидуально, в зависимости от степени тяжести заболевания, его давности и наличия осложнений.

Каждому пациенту назначается комплексное последовательное лечение в виде курса индивидуально подобранных процедур.

В лечебный курс, помимо процедур, входит бесплатный контрольный приём.

Первичный и повторный приёмы, а также назначаемые врачом препараты оплачиваются отдельно. Стоимость первичного приёма составляет 2 500 руб.

При единовременной оплате лечебного курса предоставляется скидка 10 %.

начало лечения

Лечение дизартрии в нашем центре начинается с приёма вертеброневролога. Первичный приём проводит кандидат медицинских наук, главный врач медицинского центра «Динамика» Людмила Ивановна Мажейко.

Вертеброневролог на приёме выяснит течение беременности и родов, выявит возможную травму шейного отдела позвоночника, проведёт специальную функциональную диагностику, назначит необходимые обследования (рентген, УЗДГ, ЭЭГ, ЭМГ, ЭНГ).

После выяснения причины развития дизартрии разрабатывается индивидуальный план лечения.

Приём вертеброневролога осуществляется по предварительной записи. Для начала лечения запишитесь на приём.

Источник: http://mcdinamika.ru/chto-lechim/dizartriya.html

Дизартрия у детей и взрослых – формы нарушения, лечение и коррекция произношения

Дизартрия: причины, симптомы, методы лечения

Дизартрия – это нарушение речи, связанное с затруднением произношения звуков и слов по причине неврологических нарушений.

Важно понимать, что при дизартрии человек прекрасно понимает речь, может писать и формулировать свои мысли, но не может произносить слова из-за нарушения иннервации речевого аппарата, а именно губ, языка, мягкого неба.

Если дизартрия формируется в раннем возрасте, то могут возникать сложности и с письмом, пониманием речи, так как затрудняется выработка этих навыков.

Причины дизартрии

У детей дизартрия часто бывает связана с внутриутробным повреждением центральной нервной системы (ЦНС) или родовой травмой, гипоксией, асфиксией в родах. Очень часто дизартрия является симптомом детского церебрального паралича.

Недоношенность, желтуха новорожденного (гипербилирубинемия) тоже являются фактором риска повреждения нервной системы. Внутриутробно на плод могут воздействовать самые разные факторы: токсины, инфекции, хронические заболевания матери и т.д.

После рождения дизартрия может стать осложнением различных заболеваний нервной системы (менингиты, энцефалиты), травм, отравлений.

У взрослых к этим причинам добавляются инсульты, более часто встречающиеся, чем в детстве, опухоли головного мозга. Существует множество заболеваний нервной системы, которые могут сопровождаться дизартрией.

Это рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, боковой амиотрофический склероз, атеросклероз сосудов головного мозга и прочие.

Симптомы дизартрии

Главный симптом дизартрии – это невнятная речь. Степень его выраженности может колебаться от абсолютно неразборчивой речи до небольших дефектов произношения (стертая форма). Артикуляция нарушается из-за изменения тонуса мышц, отвечающих за образование звуков, сбои в их работе. Это может быть гипертонус, дистония, гипотония.

  • Гипертонус артикуляционных мышц проявляется в невозможности говорить, так как спастичные мышцы не позволяют формировать звуки.
  • Дистония проявляется в резком и неадекватном напряжении мышц при попытке говорить.
  • Гипотония – невозможность производить членораздельные звуки из-за вялости всех мышц речевого аппарата. При гипотонии рот обычно приоткрыт, язык неподвижен, характернагиперсаливация. Звуки приобретают носовой оттенок (назализация).

Виды дизартрии

Существует несколько классификаций дизартрии, основанных на разных критериях. Каждая из них используется в практической медицине, помогая более четко сформулировать диагноз и определить тактику лечения.

1. По локализации поражения:

  • Бульбарная – связана с поражением ядер черепно-мозговых нервов в продолговатом мозге. Из-за атонии мышц рта характерны арефлексия, амимия, нарушаются жевание, сосание, глотание, гиперсаливация. Звуки не дифференцируются, имеют место назализация, дисфония.
  • Псевдобульбарная – связана с поражением проводящих путей. Характерен спастический паралич и гипертонус мышц рта, особенно языка, что вызывает затруднение произвольных движений, гиперсаливацию, нарушение глотания, иногда поперхивание, назализацию речи, грубые нарушения в формировании звуков.
  • Экстрапирамидная (подкорковая) – связана с поражением подкорковых ядер головного мозга. Для нее характерны гиперкинезы (насильственные движения) артикуляционных и мимических мышц, которые часто возникают при попытке говорить, могут вызывать спонтанные выкрики. Речь может ускоряться или затормаживаться, нарушается ее ритм.
  • Мозжечковая – связана с поражением мозжечка и проводящих путей. Характерна дискоординация речи, что проявляется нарушением ее ритма, выкриками, при общем замедлении и невнятности. Часто мозжечковая дизартрия сочетается с нарушениями движений в целом (шаткая походка, неловкость движений).
  • Корковая – связана с очаговыми поражениями коры головного мозга. При ней нарушается произвольная моторика.

2. По степени тяжести (обычно используют логопеды):

  • 1 – нарушения выявляются только при специальном обследовании (стертая дизартрия);
  • 2 – речь понятна, но дефекты есть, и они заметны со стороны (легкая дизартрия);
  • 3 – речь очень изменена, но может быть понятна при определенных навыках общения с пациентом (дизартрия средней степени тяжести);
  • 4 – речь либо совсем неразборчива, либо отсутствует (тяжелая дизартрия).

Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями.

8.6 51 отзыва Невролог Врач высшей категории Козловский Роман Андреевич Стаж 10 лет Стоимость указана за первичный приём.
В неё не входит стоимость дополнительных исследований и выезда на дом. 2390 1912 8.6 7 отзывов Бондарева Анастасия Николаевна Стаж 9 лет Стоимость указана за первичный приём.

В неё не входит стоимость дополнительных исследований и выезда на дом. 1750 8.8 104 отзывов Невролог Врач высшей категории Кривобок Елена Викторовна Стаж 30 лет 8 (499) 519-36-46 8 (499) 519-36-12 Стоимость указана за первичный приём.
В неё не входит стоимость дополнительных исследований и выезда на дом. 2000 Стоимость указана за первичный приём.

В неё не входит стоимость дополнительных исследований и выезда на дом. 2000 8.6 10 отзывов Ротанков Роман Александрович Стаж 13 лет Стоимость указана за первичный приём.
В неё не входит стоимость дополнительных исследований и выезда на дом. 1750 Стоимость указана за первичный приём.
В неё не входит стоимость дополнительных исследований и выезда на дом. 1750 8.

6 4 отзывов Вертебролог Физиотерапевт Невролог Врач первой категории Мустафаева Арзу Кейфуллаевна Стаж 6 лет Стоимость указана за первичный приём.
В неё не входит стоимость дополнительных исследований и выезда на дом. 1750 1400 Стоимость указана за первичный приём.
В неё не входит стоимость дополнительных исследований и выезда на дом. 1750 1400 8.

4 15 отзывов Егоров Всеволод Олегович Стаж 6 лет Стоимость указана за первичный приём.
В неё не входит стоимость дополнительных исследований и выезда на дом. 1750 Стоимость указана за первичный приём.
В неё не входит стоимость дополнительных исследований и выезда на дом. 1750 9.

1 Невролог Мануальный терапевт Рефлексотерапевт Врач высшей категории Пятков Сергей Анатольевич Стаж 20 лет Кандидат медицинских наук Стоимость указана за первичный приём.
В неё не входит стоимость дополнительных исследований и выезда на дом. 1950 1560 8.

8 18 отзывов Рефлексотерапевт Невролог Мануальный терапевт Врач высшей категории Русаков Андрей Юрьeвич Стаж 19 лет Стоимость указана за первичный приём.
В неё не входит стоимость дополнительных исследований и выезда на дом. 2550 9.

5 372 отзывов Невролог Гирудотерапевт Рефлексотерапевт Врач первой категории Шипилова Анна Владимировна Стаж 20 лет Стоимость указана за первичный приём.
В неё не входит стоимость дополнительных исследований и выезда на дом. 2390 2151 8.8 38 отзывов Мануальный терапевт Невролог Подрядов Николай Евгеньевич Стаж 34 года Стоимость указана за первичный приём.
В неё не входит стоимость дополнительных исследований и выезда на дом. 1800

Диагностика дизартрии

При нарушениях речи диагностику проводят невролог или логопед, но лучше проконсультироваться у обоих специалистов. Учитывая, что дизартрия всегда является следствием неврологической патологии, необходима полная диагностика состояния центральной нервной системы. Она включает:

Логопедическое обследование направлено на оценку степени тяжести дизартрии и проведение дифференциальной диагностики с другими состояниями, сопровождающимися нарушением речи (например, афазия).

Существуют специальные методики для оценки состояния мимических и артикуляционных мышц, ритма речи, интонаций. Обязательно оценивается письменная речь, которая при дизартрии не страдает, но нарушается при других состояниях.

Оценивается динамика состояния речи – дизартрия может быть первичной, то есть присутствовать с рождения, или появиться позднее в результате воздействия каких-либо внешних факторов.

В диагнозе указывается предположительный вид дизартрии, степень ее тяжести, иногда используется формулировка «общее нарушение речи» (ОНР).

Лечение дизартрии

Основная цель терапии дизартрии – это разработка речевого аппарата и улучшение артикуляции. Для ее достижения необходимо нормализовать тонус мышц, задействованных в речи, и их иннервацию.

Может быть назначена медикаментозная терапия, но чаще всего используются немедикаментозные методы реабилитации. Физиотерапия при дизартрии помогает улучшить метаболизм мышечной ткани, то есть нормализовать ее функциональные способности.

Хороший эффект оказывает рефлексотерапия, выполняемая при помощи игл или точечного массажа.

Существуют методики с использованием пиявок, специальные упражнения для разработки мышц (артикуляционная гимнастика), специальный логопедический массаж, помогающий справиться с гипертонусом и спазмом мышц. На фоне проводимого комплексного лечения выполняются упражнения по коррекции произношения, постановка правильной артикуляции.

Медикаменты при дизартрии назначаются для улучшения питания тканей нервной системы. Обычно это препараты, повышающие кровоснабжение мозга (пирацетам, ноотропил, фенибут), а также витамины группы В (магне В6). При гипертонусе могут быть назначены успокоительные средства (персен, тенотен).

Так как дизартрия часто является симптомом какого-либо неврологического заболевания, для восстановления речи его необходимо лечить.

Как лечить дизартрию у ребенка?

У взрослого дизартрия чаще носит вторичный характер, то есть пациент умеет говорить, но испытывает сложности с артикуляцией в силу изменения иннервации или состояния мышечного тонуса. У детей не происходит выработки речевого навыка, поэтому лечение дизартрии у ребенка – процесс намного более сложный.

Нужно не только нормализовать тонус всех задействованных в артикуляции мышц, но и научить ребенка говорить правильно. По этой причине лечение должно проводиться с обязательным участием логопеда, который обучает ребенка специальным упражнениям, помогающим в становлении речи.

Дети с дизартрией обязательно должны посещать логопедическую группу в детском саду, а если это невозможно, то индивидуальные занятия.

Прогноз при дизартрии

При проведении комплексной реабилитации вполне возможно достижение значительных результатов в формировании речи. Важную роль играет настрой пациента и правильно подобранные методы лечения.

При стертой дизартрии возможно полное восстановление речи, она практически не отличается от речи здорового человека.

При более тяжелых формах нормальной артикуляции обычно достичь не удается, но все же регулярные занятия с логопедом, соблюдение всех рекомендаций позволяют рассчитывать на возможность относительно комфортного существования в обществе.

Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом.

Источник: https://illness.DocDoc.ru/dizartrija

Псевдобульбарная, стертая, выраженная, корковая дизартрия у детей и взрослых: формы, симптомы и лечение

Дизартрия: причины, симптомы, методы лечения

Дизартрия – болезнь неврологической природы, которая заключается в сильных расстройствах речи.

Она проявляется в том, что человек заменяет одни звуки другими, у него меняется темп речи и артикуляция.

Зачастую дизартрию диагностируют у детей, причем в последние годы все больше малышей страдают данной патологией. Диагноз дизартрия нельзя оставлять без внимания, ведь самостоятельно она не проходит.

Что такое дизартрия?

Под этим термином понимают нечеткость и нечленораздельность речи. При данной болезни страдает артикуляционный компонент речи. Это существенно зависит от функционирования мозга, поскольку данный орган отвечает за координацию движений, которые совершают щеки, язык, глотка. Артикуляция обычно меняется при мозговых патологиях, что и влечет возникновение дизартрии.

Причины

Нередко дизартрия выступает сопутствующим симптомом детского церебрального паралича. В подобной ситуации центральная нервная система поражается во время внутриутробного развития. Это может случиться при родах или в начале жизни малыша.

К перинатальным факторам риска развития этой болезни относятся:

  1. Гипоксия
  2. Токсикоз
  3. Родовые травмы
  4. Резус-конфликт
  5. Патологии во время родовой деятельности
  6. Соматические заболевания матери
  7. Асфиксия во время рождения
  8. Недоношенность
  9. Ядерная желтуха у ребенка

В первые годы жизни болезнь может развиться под воздействием таких факторов, как:

Во взрослом возрасте дизартрия обычно связана со следующими проблемами:

Классификация дизартрии

В зависимости от выраженности симптомов существуют такие виды болезни:

  • Стертая дизартрия. Симптомы болезни имеют невыраженный характер, из-за чего ее часто путают с остальными речевыми патологиями.
  • Выраженная дизартрия. Человек использует речь, но ее можно охарактеризовать как нечленораздельную. Расстройства также заметны в голосе, дыхании, интонациях.
  • Анартрия. Человек полностью теряет способность произносить слова.

В зависимости от места расположения нарушений в функционировании мозга существуют такие формы болезни:

  • Бульбарная дизартрия. Диагностируют в случае нарушения работы нервов и ядер, входящих в бульбарную группу. Именно они отвечают за движения, которые совершает язык, мягкое небо, глотка. Постепенно атрофируются мышцы языка, что вызывает затихание голоса.
  • Псевдобульбарная дизартрия. Нарушаются пути, соединяющие мозговую кору с ядрами бульбарной группы. В этой ситуации мышечной атрофии нет, язык напрягается и отодвигается назад, а голос становится глухим и сиплым.
  • Мозжечковая дизартрия. Появляется как результат расстройств в работе мозжечка. При этом меняется темп речи, она становится отрывистой, теряется способность правильно расставлять акценты.
  • Экстрапирамидная дизартрия. Болезнь появляется в случае нарушения работы подкорковых ядер, отвечающих за мышечный тонус. Голос может стать резким и глухим.
  • Корковая дизартрия. Появляется при нарушении коры мозговых извилин – пост- и прецентральной. Голос становится приглушенным, иногда наоборот громкость увеличивается, появляется напряженность. Кроме того, возникают трудности с согласными звуками.

Синдром дизартрии у детей и взрослых

Проявления заболевания у детей и взрослых отличаются. Так, во взрослом возрасте оно не сопровождается сопутствующим распадом системы речи – нарушением письма, чтения, слухового восприятия.

При появлении болезни у детей она нередко приводит к нарушениям, связанным с воспроизведением слов. В итоге отмечаются проблемы с письмом и чтением, иногда присутствует недоразвитие речи.

Можно обнаружить нечеткость звуков, речь не имеет необходимой плавности, меняется дыхание. Помимо этого, расстраивается темп – он то замедляется, то ускоряется.

Симптомы и признаки

Для этого заболевания характерны вполне конкретные проявления:

  1. Нечленораздельность речи. Человек произносит ряд слов нечетко.
  2. Гнусавость. Присутствует ощущение, что человек говорит «в нос».
  3. Отсутствие плавности речи. Человек выговаривает слова отрывисто, делая паузы.
  4. Ощущение неповоротливости губ, языка и щек во время разговора, причем это чувство имеет субъективный характер.
  5. Повышенная утомляемость мышц при разговоре.

Постановка звуков при дизартрии

Поскольку главным симптомом дизартрии является нечеткость слов, первостепенное значение имеет грамотная постановка звуков. Перед тем как начинать этот этап, следует подготовиться: привести в норму дыхание и сделать подвижнее мышцы, принимающие участие в речи.

С этой целью выполняют артикуляционные и ые упражнения, делают дыхательную и мимическую гимнастику, проводят массаж. Затем начинают изолированное произношение звуков. Вначале обычно ставят гласные звуки. Причем каждый звук ставится отдельно. Затем можно приступать к постановке согласных звуков.

Логопед обязательно составляет речевую карту ребёнка, в которую заносятся все данные о ребёнке, его заболевании и лечении.

Лечение

Терапия при данном заболевании непременно должна носить комплексный характер. Чтобы добиться положительного результата, логопедическую работу нужно сочетать с использованием лекарственных препаратов. Немаловажное значение имеет массаж лица и языка, а также физиолечение.

Медикаментозное лечение

С целью лечения болезни могут применяться ноотропные препараты, решение о приеме которых может принимать исключительно невролог. Такие лекарственные средства способствуют улучшению умственной деятельности, стимулированию когнитивных способностей, облегчению процесса обучения.

Действенными средствами в борьбе с патологией являются:

  • пирацетам;
  • луцетам;
  • финлепсин.

Борьба с дизартрией у взрослых должна основываться на терапии основной проблемы, которая привела к нарушениям речи. Это может быть:

  • удаление опухоли;
  • устранение кровоизлияния;
  • удаление гнойника;
  • стабилизация артериального давления.

Как лечить дизартрию домашних условиях

Чтобы лечение дизартрии было максимально эффективным, необходимо ежедневно выполнять специальные упражнения. Можно, стоя перед зеркалом, пытаться повторить движения губ и языка окружающих.
Также существуют и другие действенные приемы речевой гимнастики:

  • открывание и закрывание рта;
  • удержание рта в открытом состоянии;
  • оскал зубов;
  • выдергивание изо рта марлевой повязки, прикушенной зубами;
  • вытягивание губ в трубочку.

Артикуляционная гимнастика

Этот метод лечения начинают с пассивной гимнастики, которая выполняется с помощью механического воздействия. Затем она переходит в пассивно-активную, а после – в активную, которая делается под руководством логопеда.
Так, пассивная гимнастика языка заключается в следующем:

  • выведение языка вперед и втягивание назад;
  • опускание языка вниз и поднимание вверх;
  • придавливание кончика к дну полости рта и приподнимание к твердому небу;
  • легкие движения языка в стороны.

Пассивная гимнастика губ включает следующее:

  • собирание верхней и нижней губы;
  • вытягивание губ в трубочку;
  • поднимание верхней губы и опускание нижней;
  • растягивание губ в улыбку;
  • смыкание губ;
  • создание разных укладов губ, которые нужны для произнесения гласных звуков.

Для наглядности посмотрите видео с комплексом артикуляционной гимнастики:

Логопедические занятия

Эти методы зависят от вида и тяжести болезни.
Занятия по лечению дизартрии включают такие составляющие:

  • Развивается мелкая моторика. С этой целью нужно делать пальчиковую гимнастику.
  • Совершенствуется моторика речевого аппарата. Выполняют логопедический массаж, также полезна артикуляционная гимнастика.
  • Улучшается дыхание. Эффективна дыхательная гимнастика.
  • Развивается голос. Для этого выполняют ортофонические упражнения.
  • Улучшается звукопроизношение.
  • Улучшается коммуникация.
  • Совершенствуется выразительность речи.

Дизартрия – довольно серьезное речевое нарушение, развивающееся под воздействием разных факторов. Обычно болезнь диагностируют у детей, хотя иногда она появляется и во взрослом возрасте. При возникновении признаков дизартрии непременно нужно обратиться к врачу – он подберет эффективное лечение в зависимости от сложности и формы нарушений.

Источник: http://gidmed.com/bolezni-nevrologii/narushenie-rechi/dizartriya.html

Дизартрия – причины, формы, диагностика, лечение

Дизартрия: причины, симптомы, методы лечения

Дизартрией называют расстройство речи, когда больной не выговаривает отдельные слова или звуки. Данное заболевание появляется в результате поражения определенных частей мозга, ых связок, некоторых мышц лица. Также, дизартрия может возникнуть при отсутствии зубов, заячьей губе или других похожих болезнях.

Кроме затрудненной возможности произношения, у больного часто появляется нарушение письма, ведь он не может четко проговорить конкретные звуки или слова. В самых сложных случаях, окружающие практически не понимают больного, что становиться причиной отчуждения от общества и замедления развития.

Дизартрия причины

Одним из главных факторов возникновения данного заболевания является плохая иннервация речевого аппарата, появляющаяся в результате дефектов мозга человека. Он не может выговорить слова или звуки не потому, что не умеет, а потому, что у него недостаточно подвижен язык, губы или небо.

Дизартрия у взрослых людей далеко не всегда сопровождается распадом речи, то есть не сказывается на восприятии звуков или нарушении письменности.

Но заболевание у детей, если не уделить должного внимания его лечению, стает причиной нарушения чтения и письма.

Голос ребенка становиться невнятным, характерен сбитый ритм дыхания, несвойственное увеличение или понижение ритма речи и так далее. Те или иные проявления заболевания положены в классификацию форм болезни:
  1. Стертая. Выражение болезни нечеткое, поэтому ее часто путают с другими, например, диспалия. Но от нее дизартрия отличается неврологической симптоматикой.
  2. Выраженная. Речь больного становиться абсолютно непонятной для окружающих, она нечленораздельная. Часто изменяется голос, сбивается интенсивность дыхания.
  3. Анартрия. Человек с данной формой заболевания полностью теряет возможность разговаривать.

Причинами дизартрии называют также те, которые влияют на плод в утробе матери. Это может быть сильный токсикоз, плохое развитие плаценты, вирусные заболевания, нарушение родов, мозговые кровоизлияния и так далее.

https://www.youtube.com/watch?v=pZMt5dnQbuo

Дизартрия может быть легкой и тяжелой. В первом случае незначительно нарушается моторика, произношение звуков. Речь можно распознать, но она является нечеткой. Второй случай является первопричиной развития ДЦП.

У взрослых людей заболевание появляется в результате нарушений сердечно-сосудистой системы, опухолей мозга, болезней генов, нервной системы, склероза и паралича. Иногда дизартрия появляется и при травмах головы, передозировке лекарствами, сильным злоупотреблением алкоголя или наркотиков.

перейти наверх

Дизартрия у детей

Если расстройство появляется у детей, то у них затрудняется вся речь, а не отдельные звуки или слова. Кроме того, для них характерно нарушение моторики, плохое пережевывание и глотание пищи.

Наблюдаются и другие признаки дизартрии у детей, такие как невозможность прыгать на одной ноге, применять обычные ножницами, и застегивать замки на одежде и так далее.

Им сложно научиться писать, они сильно искажают слова, не правильно используют предлоги или целые связки в предложениях, поэтому большинство из них учатся в специальных школах.

Наиболее часто заболевание проявляется в плохой артикуляции звуков, нарушении образования голоса, ритма и темпа произношения слов. У разных детей данные симптомы проявляются по-разному, в зависимости от очага нервного воспаления, времени его появления и сложности.

Первичными осложнениями, которые не дают возможности ребенку правильно разговаривать, является фонация и артикуляция. В их результате появляются более сложные — вторичные дефекты, осложняющие структуру.

Многочисленные эксперименты и изучения больных дизартрией детей показали, что все они имеют довольно разные нарушения речи, психики и двигательного аппарата.

Классифицируют заболевания и его проявления на основе акцентирования очага поражения мозга. Та или другая форма заболевания приводит к возникновению определенных расстройств, избавиться от которых можно разными методами.

Поэтому качественное лечение предполагает использование разнообразных методик и воздействий.

перейти наверх

Формы дизартрии

У детей классифицируют такие формы дизартрии:

  1. Бульбарная. Данная форма выражается уменьшением тонуса мышц, недостаточным развитие языка и глотки. Для больных бульбарной формой характерна нечетка и медленная речь, недостаточная мимика. Чаще всего она дает знать о себе при возникновении опухолей или воспалений в продолговатом мозге, а именно двигательных нервов.
  2. Подкорковая. У ребенка появляются непроизвольные движения, контролировать которые он не может. Часто проявляет себя плохое произношение некоторых слов или звуков. Когда он находиться в семейном кругу, то болезнь может выказывать себя не так сильно. Но это меняется всего за пару секунд, когда ребенок неспособен сказать ни слова. Иногда дизартрия сказывается на нарушении темпа разговора. Он может говорить слишком быстро или медленно, выдерживая большие временные интервалы между словами. В некоторых случаях страдает слуховой аппарат.
  3. Мозжечковая. Это довольно редкая форма дизартрии. Он проявляется в скандировании слов, непроизвольном выкрикивании единичных звуков.
  4. Корковая. Больной ребенок без проблем произносит отдельные звуки, но вот справиться с потоком речи довольно сложно. Это приводит к тому, что звуки и слова сливаются, изменяются, между ними наблюдаются слишком длинные интервалы. В некоторых случаях это становиться похожим на заикание.
  5. Стертая. Ей характерны слабые признаки, поэтому родители узнают о дизартрии у ребенка после специального обследования. Причиной данной формы могут быть проблемы с родами, инфекции во время беременности, токсикоз, гипоксия и другие.
  6. Псевдобульбарная. Данная форма считается самой распространенной среди детей. Причины ее наблюдаются во время беременности, а именно поражение мозга ребенка, травмы живота матери, интоксикация. Легкой форме характерна замедленная речь, так как мышцы языка и губ недостаточно развиты. При средней форме наблюдается паралич лицевых мышц, не контролированное выделение слюни, назальный ой оттенок. А тяжелая форма приводит практически к полному отсутствию речи, постоянно открытом рте, отсутствии мимики.

перейти наверх

Стертая дизартрия

Данная форма заболевания достаточно распространенная. Ее признаки проявляются в невнятной речи, дикции, изменении звуков.

Это понятие было введено Токаревой, которая считала симптомы стертой дизартрии одними из легких проявлений псевдобульбарной формы. По ее мнению, дети с данным расстройством могут верно выговаривать большинство звуков, но они не выделяют их отдельно в своей речи. Ей характерна размытость и плохая артикуляция.

Но даже сегодня методики диагностирования стертой формы развиты недостаточно. С большой вероятностью ее можно обнаружить только в возрасте пяти лет. Невропатолог проводит диагностику болезни комплексными методами.

Главными симптомами этой формы являются:

  1. Плохая моторика.
  2. Ограничение в движении.
  3. Слабость мышц.

Дизартрия проявляется не только в нарушении речевого аппарата, но и в невозможности долгого стояния на одной ноге, совершения прыжков на ней. Детям сложно самостоятельно застегнуть пуговицу или совершить другие действия по самообслуживанию. Мимика их недостаточно развита, рот постоянно открыт, так как затруднена фиксация челюсти.

Как правило, наблюдается усложнение выговаривания свистящих и шипящих звуков. Затруднено воспроизведение не только схожих, но и совершенно разных звуков. Разговор больных детей тихий, часто ускоренный и монотонный.

перейти наверх

Псевдобульбарная дизартрия

Данная форма дизартрии возникает вследствие поражения мозга в детстве, причинами которого может быть энцефалит, опухоли, воспаления, родовые травмы. Основные симптомы в области артикуляции и мимики достаточно похожи на бульбарную форму.

Псевдобульбарная дизартрия приводит к нарушению моторики, сосательного и глотательного рефлекса, с рта непроизвольно выделяется слюна. Этой форме характерны три степени тяжести:

  1. Легкая. В ребенка несколько затрудненные движения языка и губ, глотания и жевания. Речь становиться медленной, смазанной, особенно сложно произносить буквы р, ч, ж, ч. Наблюдаются проблемы с мягкими и звонкими звуками, когда язык должен притрагиваться к твердому небу. Хотя лексика и грамматика при данной форме не нарушаются, легкая форма сказывается на письме и фонематическом развитии.
  2. Средняя. Для данной степени характерно затрудненное движение лицевых мышц, в особенности щек и губ. Скованность языка приводит к трудности произношения многих звуков. Больному ребенку тяжело жевать, глотать, сильно выделяется слюна. Речь становиться тихой и невнятной, перемешивание многих звуков приводит к тому, что голос часто невозможно разобрать.
  3. Тяжелая. Дети с тяжелой формой псевдобульбарного расстройства обладают «каменным» лицом, рот всегда держится открытым, жевать и глотать очень тяжело. Практически всегда речь отсутствует, иногда возможно произношение некоторых звуков.

перейти наверх

Дизартрия лечение

Комплекс лечебных процедур направлен на развитие нормального произношения, которое будут легко понимать другие люди, что положительно сказывается на письме и чтении. Проводиться комплексная терапия, в которую включается работа логопеда и прием лекарственных препаратов. В качестве последних назначают ноотропы, стимулирующие умственную активность, улучшают память.

Лечение дизартрии включает и физиотерапию. Полезной является специальная физкультура мышц лица. Проводиться массаж щек, губ, челюсти, которые улучшают мышечный тонус. Первые сеансы массажа длятся около 2-х минут, в дальнейшем они увеличиваются до 15. Уделяется должное внимание дыхательной гимнастике.

Ребенок должен сам понять и захотеть вылечить себя. Для этого он должен самостоятельно стоять перед зеркалом, чтобы видеть движения языка и губ при неправильном произношении.

перейти наверх

Коррекция дизартрии

Прием лекарственных препаратов и реабилитация должны сочетаться с коррекцией дизартрии. Ее назначает невропатологом и она может проявляться в разных процедурах. Довольно популярными являются нетрадиционные методы лечения, например, дельфинотерапия, сенсорная, изо- и пескотерапия.

Логопед проводит занятия, направленные на развитие моторики, речи, голоса, правильного дыхания. Те или иные методы назначаются в зависимости от формы и степени заболевания. На первом этапе коррекционных работ проводиться массаж лица, затем — занятия по созданию правильной артикуляции, автоматического произношения звуков и обучения произношению.

Очень важной является поддержка семьи и других близких людей. Они должны хвалить больного при его первых успехах, чтобы выработать стимул для дальнейших занятий. Ребенок должен стараться не только для себя самого, но и для окружающих.

Источник: http://PsyTheater.com/dizartriya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.