Дислалия: виды патологии, ее причины и методика лечения

Содержание

Симптомы и лечение функциональной дислалии

Дислалия: виды патологии, ее причины и методика лечения

Дислалией называется неправильное произнесение и употребление звуков нашей речи, при здоровом слухе и отсутствии органических патологий. Данный диагноз является самым многочисленным в практике логопедов и встречается у четверти детей в дошкольном возрасте.

За последнее десятилетие наметилась тенденция увеличения количества нарушений среди детей, что мешает им овладевать в полной мере устной, а в будущем и письменной, речью.

Данная статья для тех, кто столкнулся с диагнозом дислалия, и кто задумывается, как ее исправить.

Формы функциональной дислалии

В зависимости от причин возникновения нарушения, дислалию разделяют на механическую и функциональную. Первая обусловлена следующими дефектами анатомии:

  1. Короткая уздечка под языком.
  2. Язык выходящего за нормы размера.
  3. Наличие патологии прикуса.
  4. Нарушенное строение неба и губ.
  5. Отсутствие некоторых или всех зубов.

Вторая форма заболевания возникает в силу нейродинамических нарушений мозга или по причине различных социальных факторов:

  • Отсутствие условий для развития ребёнка.
  • Эмоциональные срывы.
  • Слабое физическое здоровье.
  • Позднее начало речевого развития.
  • Отсутствие образцов правильной речи.

Такой вид дислалии, как органическая, или функциональная, принято разделять на:

  1. моторную форму;
  2. сенсорную форму.

При моторной дислалии искажаются движения речевых органов, что находит выражение в дефектах фонетической основы речи. При сенсорной форме заболевания отсутствует дифференциация пары фонем по звуку, что приводит к заменам и смешениям.

Если в речи человека присутствуют оба вида недостатков, то данный речевой дефект называют сенсомоторным нарушением.

Функциональная дислалия разделяется по видам. По степени несформированности тех или иных звуковых признаков и исходя из характера дефекта, принято разделять нарушение на:

  • фонематическую дислалию;
  • артикуляторно-фонематическую;
  • артикулятоно-фонетическую.

Диагностика дислалии

Дислалию сопровождают нарушения в виде отсутствия звука, его искаженности или замены. Словарный запас и интеллект у таких пациентов соответствует норме, структура речи без нарушений.

Неправильное воспроизведение может происходить в отношении любого согласного. Замечено, что звуки, не требующие особого сложного артикулирования, нарушаются гораздо реже.

Важно! Для успешного освоения дошкольником будущей учебной программы требуется своевременное лечение дислалии и профилактика ее проявлений в дальнейшем.

Когда у ребенка нарушены несколько звуков, то дислалия называется простой, а при множественном дефектном воспроизведении – сложной.

Если нарушение касается одной звуковой группы, то оно мономорфное, а если затрагивает несколько, то полиморфное.

Дефекты звукопроизношения

Так, дефекты в пределах различных групп имеют свои названия:

  • ротацизм – выражается в неверном произнесении звуков [р] и [р’];
  • ламбдацизм – искажение в воспроизведении [л] и [л’];
  • сигматизм – искаженное воспроизведение шипящих и свистящих;
  • йотацизм – выражен в недостатке произнесения [й];
  • гаммацизм – ошибки в воспроизведении небных [г] и [г’];
  • каппацизм – ошибки в проговаривании небных [к] и [к’];
  • хитизм – искаженное воспроизведение небных [х] и [х’].

Дислалия также проявляется в виде:

  1. Дефектного озвончения и глухости – проявляются в виде замен звонких согласных на парные глухие и наоборот.
  2. Дефектного смягчения и твердости – проявляются в виде замен мягких согласных на парные твердые звуки и наоборот.

Исключение относится только к звукам [ш], [ж], [ц], не имеющим смягченных пар, и к звукам [ч], [щ],[ й], звучащих смягченно и не обеспеченных парой по твердости.

Диагностика нарушения

При диагностике данного нарушения логопедом проводится определение уровня звукопроизношения, оценивается строение и функциональность речевого аппарата.

https://www.youtube.com/watch?v=9Ss9RMYE2k4

Логопед ведет обследование при помощи тематических картинок с изображением предметов, групп предметов. В процессе диагностической работы отмечаются все выявленные недочеты произношения. С помощью картинок обследуется знание и понимание слоговой структуры.

Изучаются возможности фонематического слуха, уровень восприятия.

Ускорить развитие данного нарушения может факт использования двух языков в одной семье, отсутствие педагогического подхода к воспитанию и развитию, сниженный фонематический слух, дефектный физический слух, малая активность органов артикуляции. Слабое умственное развитие также может стать причиной тяжелой дислалии.

Виды лечения заболевания

Внимание! При лечении дислалии трудности проявляются не с тем, как исправить большое количество звуков, а с тем, чтобы взрослый или маленький пациент стал их правильно слышать. Восстановить речь возможно только при систематических занятиях с логопедом при поддержке родителей.

Методика коррекции состоит из определенных этапов.

Принято делить мероприятия по лечению дислалии, как у детей, так и у взрослых, на:

  1. Этап подготовки
  2. Этап формирования произношения.

В течение подготовительного этапа, у детей или взрослых, тренируют слуховую память, развивают внимание, оттачивают фонематическое восприятие, а также устраняют недостатки моторной функции речи.

На произносительном этапе логопед работает над устранением дефектного произношения звуков, развивает навыки дифференциации среди фонем, схожих по звучанию.

В эту систему включаются навыки:

  • распознавание звуков неречевой природы;
  • умение различать и менять основные параметры голоса;
  • распознавание слов близких по звучанию и составу;
  • отделение слогов и фонем;
  • умение определить простой состав слова.

При наличии диагноза дислалии, у детей и взрослых, существуют традиционные способы, как избавиться от нарушения.

Первый из них основан на обычном подражании.

При помощи слухового и зрительного анализатора, а также тактильно – вибрационного и мышечного ощущения, обучаемый взрослый или маленький пациент воспринимает звуковое оформление и артикуляцию фонем и осознанно произносит требуемый звук, контролируя речевой аппарат. При механическом воздействии на артикуляционные органы с помощью инструментов верное положение органа создается в них самим логопедом, при помощи пассивного воздействия.

Смешанный способ позволяет сочетать применение инструментов и подражание с использованием показа артикуляционных поз и устных пояснений специалиста.

Красивая ровная речь является залогом успешной учебы ребенка, а взрослому помогает устанавливать эффективные контакты с людьми. Это подчеркивает важность устранения нарушения еще в раннем возрасте, когда идет наиболее интенсивное становление речи.

Важно! Профилактическими мероприятиями по предупреждению дислалии считается рациональное вынашивание беременности, своевременные обследования, формирование здорового речевого окружения, забота о здоровье малыша, всестороннее развитие, наблюдение педиатра.

Непринятие своевременных мер может создать серьезные осложнения и спровоцировать появление других дефектов речи. Как устранить нарушения и исправить дислалию, подскажет грамотный логопед.

В заключение

Дислалия является нарушением, которое чаще всего успешно корректируется и лечится. Продолжительность лечения зависит от возрастной категории, сложности нарушения и индивидуальных особенностей человека.

Важно! Рекомендуется комплексное лечение, при активном участии логопеда психолога и родителей. Каждому пациенту должна быть подобрана индивидуально сформированная программа для коррекции речи.

При правильном выборе методики речь станет четкой, грамотной, богатой и благозвучной, что непременно украсит ваше общение и поднимет настроение.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/lechenie-dislalii.html

Дислалия у детей: виды, причины, лечение и характеристика коррекционной работы

Дислалия: виды патологии, ее причины и методика лечения

Если речевые трудности у ребенка не имеют связи с патологиями слуха или обеспечения нервами (иннервационными) мышц аппарата, отвечающего за порождение ых звуков, то предполагают диагноз «дислалия» (F80.0 согласно МКБ 10).

Виды дислалии

Классификация этого речевого нарушения производится на основании причинно-факторных чертах и специфики проявлений.

Физиологическая

В раннем возрасте у всех людей присутствует некоторая «неправильность» выговаривания звуков. Эта форма так и называется ? физиологическая (или возрастная) и после достижения пяти лет она устраняется сама по себе.

Механическая (органическая)

Присутствие у ребенка некоторого структурного дефекта построения аппарата, отвечающего за звукопроизнесение (расположения и строения зубов и/или нёба, устройства прикуса, аномальных размеров языка, длины уздечки), мешает ему точно выговаривать звуки, приводя к органическому (иначе ? механическому) варианту дислалии. Подобная проблема не имеет возрастных предрасположенностей.

с практического занятия в одном из федеральных ВУЗов страны, где подробно рассматривается симптоматика дислалии:

В ряде трудов термины «органическая» и «механическая» различаются, под органической подразумевается промежуточный между дизартрическими проблемами и дислалией вариант. Сейчас, однако, подобную ситуацию чаще считают стертым проявлением дизартрии.

Функциональная

Об этом виде проблемы говорят в ситуации, когда строение органного аппарата (а именно нёба, челюстно-зубной системы, языка) не нарушено.

Ситуация реализуется на этапе, когда ребенок обучается произносить звуки и выговаривает неверно часть из них (один или более). При этом малышу не удается придавать своим речевым органам требуемое положение.

Если звуки в речи смешиваются или заменяются, то подразумевается фонематическая патология, а если искажаются просто – фонетическая. Соответственно дифференцируют три следующие подгруппы.

Артикуляторно-фонетическая

Отличительная черта –артикуляционные позиции (взаиморасположение органов артикуляции, требуемое для произнесения конкретного звука) у ребенка организованы неверно.

Выговаривание искажено, хотя акустически (на слух) подобно правильному и хорошо, как правило, понимается слушателем. Звучание весьма напоминает звуки иных языковых систем («р» французское и т.п.).

Акустико-фонематическая

Отличительная черта – возникает на фоне недоформированности фонематического слуха. Пациент не может правильно определять акустические («слуховые») признаки конкретных звуков, т.е. на фоне отсутствия общих проблем со слухом он не понимает некоторых фонем (оттеночное произношение звуков).

Пример:
Произносятся одинаково (как и слышатся) ? «кора»/»гора».

Артикуляторно-фонематическая

Специфика:

  1. выбор маленьким пациентом неверного взаиморасположения речевых органов при проговаривании звука («артикуляционная база» ? сформирована абсолютно точно);
  2. замена звука, который требуется «выговорить», на более легкий, близкий по набору моторных (артикуляторных) признаков, то есть тот, для которого легче придать нужное взаиморасположение органам, ответственным за речь.

Примеры:
Замены в словах – «сад»/»сядь», «Коля»/»Толя», «курица»/»курича».

Возможно у одного пациента смешанное механическо-функциональное нарушение.

Причины дислалии

Нарушение произнесения звуков при рассматриваемой патологии, в общей ситуации, имеет непосредственную связь с особенностями «речевого воспитания» либо аномалией органов, ответственных за речь, при:

  • физиологической – возрастной недоформированностью органических структур;
  • механической (или органической) – врожденной, приобретенной или наследственной, генетически-обусловленной патологией органов;
  • функциональной – рядом социальных факторов.

Причины последней формы:

  • неграмотное речевое воспитание (чрезмерное употребление «малышовых», «сюсюкающих» слов воспитывающими взрослыми);
  • нарушения значимыми взрослыми выговаривания звуков;
  • педагогическая недосмотренность;
  • неразвитость восприятия фонем;
  • многоязычие (следствие ? смешение особенностей произношения из разных лингвистических систем);
  • ослабление детского организма (неврологическое или общее) длительными/ хроническими болезнями;
  • предпочтение малышом неверной артикуляции.

Лечение и характеристика коррекционной работы

При присутствии органических патологий требуется проведение вмешательств узкими специалистами (ортодонтом, хирургом, стоматологом и пр.): «подрезание» уздечки, коррекция зубного ряда, изменение прикуса и иные мероприятия.

Коррекция в отношении произнесения звуков – сфера деятельности логопеда.

Подготовительный этап заключается в создании у ребенка осознанной «нацеленности» на процесс, развитии у него памяти, способности к концентрированию внимания, а также особых логопедических возможностей (узнавания фонем, развития артикуляторных способностей и пр.).

Дальнейшая активность направлена на:

  • «установку» звуков;
  • автоматизацию их произнесения в слоге, и после уже в слове, структуре предложения, повседневной речи;
  • способность к дифференцированию звуков;
  • обеспечение коммуникативности (грамотного речевого общения вне зависимости от возможной ситуации).

При обнаружении проблем с двигательной функцией или устройством органов артикуляторного аппарата (на начальном этапе) проводятся специфические занятия ? артикуляторная гимнастика. Упражнения бывают статические и динамические; для языка, губ и согласованности их движения.

Постановка («установка») звука реализуется методами:

  • подражания;
  • механического воздействия (посредством специальных устройств);
  • смешанности первых двух подходов.

Дальнейшая звуковая (слоговая, словарная, речевая) автоматизация производится по технике «от простого к сложному».

Работа по обучению дифференцированию звуков проводится исключительно на единственной их паре.

Коммуникативные навыки отрабатываются посредством разрешения творческих задач, материалов, насыщенных конкретными звуками.

Внимание родителей к речи ребенка – залог своевременного обнаружения проблем, а совместная продуктивная деятельность триады «родитель — ребенок — логопед» ? гарантия успеха в преодолении трудностей!

Источник: http://gidmed.com/bolezni-nevrologii/narushenie-rechi/dislaliya-vidy-patologii-ee-prichiny-i-metodika-lecheniya.html

Что такое дислалия, как распознать ее у ребенка и какие методы коррекции нарушения существуют?

Дислалия: виды патологии, ее причины и методика лечения
05.01.2019

Дислалия – нарушенное звукопроизношение. Эта проблема в логопедии довольно распространена. У дислалии есть ряд особенностей, в соответствии с которыми выделяют множество ее форм. Лечение предполагает комплексный подход, подразумевающий поэтапную коррекцию.

Общая характеристика патологии

Дислалия – термин, под которым подразумевают многие дефекты звукопроизношения. Одновременно с его расстройством у человека наблюдается нормальный слух и отсутствие нарушений иннервации артикуляционного аппарата.

Дислалия встречается в логопедии часто. Проблемы со звукопроизношением имеются примерно у каждого 3-4 ребенка в возрасте 5-6 лет, а некоторые данные свидетельствуют о том, что такой диагноз имеется у 50% дошкольников. Среди младших школьников эта проблема диагностируется примерно у каждого пятого ребенка, а в более старшем возрасте наблюдается в одном случае из ста.

У современных детей наблюдается тенденция преобладания полиморфных нарушений в произношении звуков. Это чревато тем, что ребенок не может впоследствии достаточно освоить письменную речь. На этом фоне часто развивается дислексия и дисграфия: первая патология характеризуется парциальным расстройством навыков чтения, вторая – частичным расстройством процесса письма.

Классификация

Дислалию классифицируют по нескольким признакам. Патология бывает мономорфной (расстраивается произношение одной либо нескольких фонем, входящих в одну артикуляционную группу) и полиморфной (расстраивается произношение фонем, входящих в разные артикуляционные группы).

Дислалия бывает простой и сложной. В первом случае человек некорректно воспроизводит от 1 до 4 звуков. Дл сложной формы патологии характерно неправильное произношение более 4 звуков.

Отдельно рассматривается функциональная дислалия. Она наблюдается у всех детей до 5 лет.

В соответствии с характером нарушения (фонетическое, фонематическое) и особенностями формирования различных признаков звуков (акустические, артикулярные) дислалия подразделяется на следующие виды:

  • акустико-фонематический;
  • артикулярно-фонематический;
  • артикулярно-фонетический.

В соответствии с причиной имеющихся нарушений происхождение дислалии может быть механическим (органическим) или функциональным. Функциональная патология бывает моторной или сенсорной. У некоторых пациентов могут быть обе эти формы одновременно. При таком сочетании дислалию называют сенсомоторной.

При дислалии может нарушаться произношение звуков, относящихся к различным группам. Данный признак также используют, чтобы классифицировать патологию. В этом случае классификация основана на греческом алфавите: названия видов дислалии начинаются с букв, соответствующих звукам, произношение которых нарушено. Выделяют следующие разновидности патологии:

  • ротацизм;
  • ламбдацизм;
  • гаммацизм;
  • каппацизм;
  • хитизм;
  • йотацизм;
  • сигматизм (дефект произношения свистящих и шипящих звуков).

Выделяют также нарушение, характеризующееся замещением твердых парных согласных на мягкие и наоборот. Это называется дефектом смягчения и твердости. Отдельно рассматривают дефект озвончения и оглушения, при котором глухие звуки замещаются парными звонкими и наоборот.

Причины

Дислалия может сформироваться под воздействием различных факторов. Следует выделить функциональную форму нарушения, причина которой кроется в недостаточном развитии артикуляционных органов. Такое явление относится к возрастным нормам (до 5 лет) и характеризуется нормальным устройством артикуляционного аппарата.

Сформировавшиеся дефекты могут иметь социальную или биологическую природу. К числу социальных факторов относят:

  • неправильная речь взрослого человека, которой подражают дети – торопливость, косноязычие, диалекты;
  • имитация взрослым человеком детского лепета;
  • педагогическая запущенность;
  • билингвизм (двуязычие) в семье – владение двумя языками и одновременное их использование повсеместно.

Биологическое происхождение функционального типа патологии представлено общим физическим ослаблением (развивается обычно на фоне частых болезней), минимальной мозговой дисфункцией.

Механический тип дислалии связан с дефектами артикуляционного аппарата относительно его анатомического строения. Такие нарушения могут иметь различную природу, в связи с чем выделяют врожденную, приобретенную, наследственную и органическую этиологию. Последняя включает:

  • недостаточность длины уздечки языка, губ;
  • язык аномальных размеров – макроглоссия (массивность) или микроглоссия (маленькие размеры, аномальная узость);
  • малоподвижность губ, чрезмерная их толщина.

Развитие дислалии может быть связано также с некорректным строением костных структур, на которых основан речевой аппарат:

  • патологический прикус;
  • аномальное строение зубов: мелкий размер, редкое расположение, щербины;
  • аномальное строение нёба: готическое нёбо (высоко расположено, верхняя челюсть узка), уплощенное и низкое.

Симптомы дислалии

Особенности проявлений патологии связаны с ее формами.

Моторную функциональную дислалию характеризует отсутствие точности движений губ и языка, различий в них. Это связано с приблизительностью звуковой артикуляции, то есть возникает в результате фонетических дефектов (искажений звуков).

Сенсорный функциональный тип дислалии характеризует затрудненность слухового различения фонем, которые похожи акустически. Такое нарушение затрагивает звонкие и глухие, твердые и мягкие, шипящие и свистящие звуки. На этом фоне и происходит взаимное замещение парных фонем в устной речи. Подобное нарушение может проявляться и на письме в виде однотипных замен букв.

Искажение звукопроизношения может проявляться по-разному:

  • замены – один звук замещается другим, подобный дефект подразумевает, что фонемы не различаются в акустическом или артикуляторном плане;
  • смешение – путаница при употреблении двух фонем, но при этом произносятся они правильно;
  • пропуски – фонема полностью выпадает в какой-либо позиции (любая часть слова).

Функциональный тип дислалии в большинстве случаев характеризует нарушение произношения одной или нескольких фонем. Для механической формы патологии свойственно искажение произношения групп звуков, которые схожи по артикуляции.

Дислалия не отражается на лексико-грамматической стороне речи – ее формирование отвечает возрастным нормам. Это подразумевает наличие достаточно развитой словарной базы, отсутствие искажений слогового состава слов, корректное использование окончаний в соответствии с падежами, единственного и множественного числа. Связная речь обычно хорошо развита.

Диагностика

Выявление дислалии не представляет особых сложностей. Диагностикой и последующим лечением занимается логопед.

На начальном этапе специалист выясняет, как протекали беременность и роды, какие имеются заболевания у ребенка (в том числе перенесенные).

Необходимо также оценить, в каком состоянии находится биологическое зрение и слух, опорно-двигательный аппарат (изучается медицинская документация).

После получения начальных данных логопеду необходимо исследование строения и подвижности элементов артикуляционного аппарата. Для этого проводят визуальный осмотр, прибегают к упражнениям на подражание для оценки уровня их выполнения.

В качестве диагностики устной речи исследуют состояние звукопроизношения, выявляют звуки, произношение которых нарушено. Для этого используется дидактический материал.

В ходе диагностики необходимо выявление характера нарушения звукопроизношения в разных позициях – произношение фонем изолированно, в составе различных слогов, слов, фраз и целых текстов. Необходимо также оценить фонематический слух, чтобы выявить, способен ли пациент на слух дифференцировать все коррелирующие фонемы.

Диагностика при дислалии подразумевает не только ее выявление, но и определение формы, вида и разновидности. В зависимости от причины нарушений может потребоваться привлечение других специалистов – стоматолога (ортодонта, хирурга), невролога, отоларинголога.

Лечение дислалии

Лечение нарушения подразумевает логопедическую коррекцию. Выполняется она поэтапно: сначала проводят подготовка, затем приступают к формированию первичных произносительных навыков, затем – коммуникативных навыков.

Подготовка

Если наблюдается механическая дислалия, то на подготовительном этапе избавляются от анатомических несовершенств артикуляционного аппарата. Коррекция его строения может проводиться с помощью ортодонтического лечения, пластики уздечки.

Моторная функциональная дислалия подразумевает необходимость развития речевой моторики. Для этого выполняют артикуляционную гимнастику, прибегают к логопедическому массажу – этот метод заключается в последовательной проработке мышц языка, нёба, губ, щек, лица. При этом улучшается кровоснабжение, расслабляется или тонизируется артикуляционная мускулатура, нормализуется речевая моторика.

Если диагностирована сенсорная функциональная дислалия, то на подготовительном этапе необходимо развивать фонематические процессы.

Чтобы обеспечить правильное звукопроизношение, важно сформировать направленную воздушную струю, усовершенствовать мелкую моторику. Необходима также работа с произношением опорных фонем.

Первичные произносительные навыки

Для их формирования работают с изолированными фонемами. Для их постановки прибегают к подражанию или обеспечивают механическую помощь (используются логопедические зонды).

Нужно также поставить автоматизацию звука. Это касается отдельных слогов, целых слов, предложений и текстов. При смешении звуков необходимо поставить также их дифференциацию.

Работа с коммуникативными навыками

При коррекции дислалии этот этап является завершительным. На этой стадии добиваются того, чтобы пациент безошибочно употреблял отработанные ранее звуки в общении независимо от ситуации.

Продолжительность лечения при дислалии индивидуальна. Для достижения результата важна регулярность логопедических занятий – проводиться они должны минимум трижды в неделю.

Помимо сеансов со специалистом необходимо заниматься дополнительно в домашних условиях. С этой целью выполняют артикуляционную гимнастику и заданные логопедом упражнения.

Упражнения

Программа коррекции дислалии разрабатывается в индивидуальном порядке, однако существует несколько общих упражнений, которые успешно применяются и специалистами, и в домашних условиях:

  • Улыбка. Улыбаться надо широко, сжимая при этом зубы, формируя своеобразный “забор”. Необходимо зафиксировать такое положение минимум на 15 секунд.
  • Дудочка. Для выполнения такого упражнения плотно сжимают зубы и вытягивают губы, выдувая при этом воздух. Делать это нужно 10 секунд и выполнить несколько подходов.
  • Необходимо поочередно выполнять два предыдущих упражнений. Сделать надо минимум 15 повторов.
  • Воронка. Сначала надо вытянуть губы дудочкой, а затем втянуть их в рот, подвернув под зубы. Повторить минимум 10 раз.
  • Литавр. В этом случае губы слегка втягивают в рот и похлопывают друг о друга, чтобы было слышно громкий хлопок. Сделать 15 повторов.
  • Фырканье. Такое упражнение называют также фыркающей лошадкой. Губы во время упражнения должны быть расслаблены. Фыркать ими надо минимум 15 раз.
  • Плотно сжать зубы и двигать нижнюю губу поочередно в разные стороны. Сделать 7 повторов.
  • Закрыть передними верхними зубами нижнюю губу и зафиксировать на 10 секунд.
  • Плотно сомкнуть губы, надуть щеки и медленно выдувать воздух, похлопывая по ним. Сделать минимум 10 повторов.
  • Плотно сомкнуть губы и, не открывая рот, поочередно дуть в них изнутри.
  • Взять небольшую бумажную полоску и сжать губами. Удерживать 4 секунды.
  • Набрать в род воды и удерживать 3 минуты.

Прогноз

Прогноз при дислалии благоприятен. У большинства пациентов она успешно корректируется. При простой дислалии коррекция занимает 1-3 месяца, при сложной – от 3 месяцев до полугода.

Эффективность и продолжительность коррекции напрямую связаны со сложностью дефекта, возрастом и индивидуальными особенностями пациента. Значение имеет регулярность занятий, выполнение упражнений в домашних условиях, участие родителей.

Чем скорее начата коррекция дислалии, тем быстрее достигается результат.

Профилактика

Для предупреждения дислалии важно своевременное выявление анатомических нарушений строения органов речи. Необходимо также придерживаться следующих мер:

  • постоянное чтение книг – сначала ребенку читают родители, затем он осваивает это занятие сам;
  • работа со скороговорками, пословицами, изучение стихов;
  • контроль собственной речи – взрослым нужно придерживаться четкой и грамотной речи;
  • посещение ребенком различных кружков, секций, культурных мероприятий (выставки, музеи, театры);
  • своевременное обращение к специалисту при нарушении звукопроизношения.

Как распознать дислалию у своего ребенка и каким образом проводится коррекция нарушения, рассказывает логопед Алёна Сергеевна Шаркунова:

Дислалия является нарушением звукопроизношения. Выделяют несколько форм такой патологии и причин ее возникновения. Лечение заключается в поэтапной логопедической коррекции, которая подразумевает регулярность занятий и дополнительную работу в домашних условиях.

Источник: https://telemedicina.one/logopediya/dislaliya.html

Дислалия: формы, причины появления и способы лечения

Дислалия: виды патологии, ее причины и методика лечения

В медицинской терминологии дислалия — это нарушение звукопроизношения, объединяющее под собой множество различных отклонений в развитии речевого аппарата как органических, так и функциональных, отличительной особенностью является отсутствие каких-либо нарушений в слухе и присутствие подвижности органов речевого аппарата даже с учетом нарушений.

  • 1 Классификация
  • 2 Причины появления
  • 3 Основные симптомы
  • 4 Лечение

Причины появления

После того как разобрали определение дислалии и ее разновидности, перейдем к факторам влияющим на ее возникновение. По ее форме разделятся и причины дислалии на органические (механические, анатомические) и функциональные.

В первом случае дефекты произношения появляются из-за анатомически неправильного строения речевого аппарата. Как правило, подобные отклонения передаются по наследству (строение речевого аппарата и его органов). При функциональной дислалии у человека наблюдаются нарушения в работе головного мозга.

В большинстве случаев проблемы с речью возникают из-за анатомических изменений губ и языка.

Если у человека имеются костные аномалии (неправильный прикус, высокое нёбо, мелкие зубы и т. д.), то у него наблюдается физиологическая дислалия. Она является генетическим отклонением и передается от родителей к детям. В некоторых случаях возникает после серьезных травм челюсти.

Сенсорная и моторная функциональная дислалия возникает только из-за социальных и биологических причин.

К социальным причинам относят:

  • окружающее общество с неправильной речью;
  • «сюсюканье» с ребенком (предумышленно неправильное произношение букв при разговоре);
  • одновременное использование двух языков в одной среде (булингвизм);
  • запущенность ребенка в воспитании.

Среди биологических факторов отмечают:

  • запоздалое речевое развитие;
  • неправильная формировка фонематичекого слуха;
  • высокая болезненность ребенка.

Основные формы дислалии появляются именно из-за этих причин. Наиболее подвержены дети в возрасте до 6 лет, так как они еще только обучаются, и все действия повторяют за взрослыми. Из-за этого так важно, чтобы малыша окружали люди с хорошей речью и правильной дикцией.

Основные симптомы

Как известно, любое отклонение значительно легче исправить на начальном этапе развития. Моторная функциональная дислалия и другие ее виды гораздо легче вылечить, когда артикулярно неправильная постановка речевого аппарата не закрепилась в подсознании.

Среди наиболее явных симптомов отмечаются:

  • пропускание букв в словах (машина — маина);
  • замена звуков (корова — колова);
  • посторонние звуки при произношении, когда они не требуются (хрип, шипение и т.п.);
  • отсутствие твердости, мягкости, звонкости, глухости в словах;
  • периодическое неправильное употребление букв в словах и использовании через раз правильного варианта;
  • смешивание двух звуков в один.

Сенсорная и моторная функциональная дислалия, нарушает произношение 1-4 букв из алфавита. В то время, как при физиологическом дефекте у человека нарушаются более 4 звуков.

После появления первых симптомов нужно обратиться к логопеду для проведения тщательного обследования. На нем точно определяется какая у человека форма дислалии, механическая или функциональная, артикулярная или акустическая, фонематическая или фонетическая дислалия и т. д. От правильного диагностирования зависит качество и скорость лечения.

Лечение

После изучения терминологической части можно перейти к методам устранения дислалии. Первоначально нужно установить причину появления дефектов у человека. Причины дислалии помогут в определении верного пути лечения.

Механическая дислалия вначале исправляется при помощи операции. На этом этапе исправляют все анатомические дефекты, мешающие нормальной работе речевого аппарата. В большинстве случаев операция проводится у взрослых после травмы ротовых органов.

В некоторых случаях органическая (механическая) дислалия не может быть вылечена при помощи операции. В таком случае вся корректировка сводится к работе логопеда с пациентом при помощи корректирующих упражнений.

Затруднительные особенности преодоления проблем с разговорной речью наблюдаются, если имеется сложная дислалия у детей дошкольного возраста с осложнением на более, чем 4 звуковых группы.

В этом варианте у ребенка, как правило, наблюдается нарушение фонематического слуха. Поэтому детей, сначала учат правильно воспринимать и различать звуки, а только потом их произносить. Особенно важно, чтобы правильная речь окружала ребенка не только на занятиях с логопедом, но и дома в кругу общения.

В связи с тем, что дислалия — довольно обширное понятие, то можно посоветовать только общие упражнения на развитие речи. Ведь лечение ламбдацизма, ротацизма, сигматизма сильно отличается друг от друга по принципам и упражнения.

Для разных звуков используется своя методика постановки артикуляции. И у каждого звука она индивидуальная. Дислалия у детей и методы ее устранения очень интересуют родителей. Основные упражнения заключаются в развитии речевого аппарата.

Для этого применяют:

  • артикуляционную гимнастику;
  • развитие чувствительности слуха;
  • логопедический массаж;
  • развитие микромоторики;
  • методики правильного дыхания при разговоре.

После выполнения данных основ происходит артикулярная постановка определенного звука. Для этого вначале используют дополнительную помощь в виде зондов, палочек, пальцев и т. п.

В заключительном этапе производят тренировку правильного постоянного произношения в речи. Для этого читают книги, разговаривают, учат стишки и поют песни.

Занятия у логопеда по коррекции дислалии необходимо проводить регулярно, два-три раза в неделю. Важно, чтобы дома дети также выполняли все задания, назначенные логопедом. В среднем полноценное лечение занимает от 1 месяца до полугода. У взрослых данный срок может значительно сокращаться, так как им значительно легче выполнять инструкции логопеда.

Самый простой способ профилактики развития речевых дефектов является ежедневное выполнение простых упражнений:

  • Двигайте языком: влево, вправо, по часовой стрелке и против нее, тянитесь к носу и подбородку.
  • Выполняйте позицию «грибок» — присосите язык к нёбу и открывайте, закрывайте рот.
  • Двигайте губами: вверх, вниз, улыбайтесь, печальтесь, вибрируйте ими, вытягивайте максимально в трубку.
  • Максимальное открытие, закрытие рта для разминки связок челюсти.
  • Выговаривание скороговорок.

Характеристика лечения и упражнений зависит от каждого случая индивидуально, и одинаковые методики могут не подойти для разных пациентов. Дислалия относится к довольно распространенным нарушениям звукопроизношения, при своевременном лечении от него можно полностью избавиться и наслаждаться свободным общением.

Источник: https://VseoRechi.ru/narushenie-rechi/dislaliya.html

Что такое дислалия: как ее отличить? Какие виды дислалии требуют лечения и коррекции

Дислалия: виды патологии, ее причины и методика лечения

Далеко не все девочки и мальчики начинают сразу и в точности выговаривать все звуки. У некоторых ребят присутствует «свой акцент» — специфическое произношение шипящих, свистящих, твердых и других звуков. Таким детям нередко ставят диагноз — фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), дислалия — более короткое название этого отклонения.

Дислалия – распространенный логопедический диагноз, который проявляется в виде искажения произношения звуков и их пропусков.

Определение

Дислалия — что это такое? Необычный термин подразумевает комплекс нарушений произношения, на возникновение которых не влияют проблемы со слухом или неправильная иннервация.

Международная классификация болезней 10-го пересмотра понятие дислалии разъясняет, как специфическое расстройство речевой артикуляции. В качестве ее причин исключены недостаточная острота слуха и умственная отсталость.

В медицинской документации, согласно международной классификации болезней 10 пересмотра – МКБ10, это заболевание фигурирует под кодом F 80.0

Симптомы

Симптомы нарушения проявляются в виде пропусков, замен и искажений звуков. Локализации нарушения звукопроизношения могут быть разными.

Фонетические дефекты выделяют по звукам, с которыми имеется проблема. Названия дефектов – производные букв греческого алфавита.

  1. Сигматизм — неправильное произношение шипящих [Ж], [Ш], [Щ], [Ч] и свистящих [С], [С’], [З], [З’];
  2. Ротацизм — неверное выговаривание  [Р] и  [Р’];
  3. Ламбдацизм — проблемы с выговариванием [Л] и [Л’];
  4. Каппацизм – дефекты звуков — [К] и [К’];
  5. Хитизм – дефекты звуков [Х] и [Х’];
  6. Йотацизм – неверное выговаривание [Й]
  7. Нарушение озвончения — наблюдается в парах «Б-П», «Д-Т», «В-Ф», «З-С», «Ж-Ш», «Г-К» и т.д;
  8. Нарушение смягчения — замена мягкого согласного парным твердым

У ребенка может присутствовать как один из указанных дефектов произношения, так и несколько. Речевое расстройство часто бывает комбинированным.

Лечение и коррекция

Постановка диагноза «дислалия» у детей и методы ее устранения — компетенция квалифицированного логопеда.

Методика логопедического воздействия при дислалии включает три этапа:

  1. Если диагностирована механическая форма нарушения, причины ее на подготовительном этапе устраняются оперативным путем у стоматолога, ортодонта, хирурга. Если выявлена дислалия функциональная моторная, приоритет отдается развитию моторики речи, а при сенсорной — развитию процессов фонематики.
  2. Второй этап — посвящен первичным произносительным навыкам, которые формируются, в том числе, с помощью подражания и специальных приспособлений.
  3. На третьем этапе коррекции речи закрепляется безошибочное употребление звуков в разговоре.

Цель логопедического воздействия при дислалии — это не только «установка» звуков, а и развитие памяти и внимания, способности различать звуки и стимуляция коммуникации.

Сложная дислалия у детей дошкольного возраста предполагает систематические занятия с логопедом в течение не менее полугода, простая — на протяжении одного-трех месяцев.

Методика логопедического воздействия при функциональной дислалии рассчитана на три занятия со специалистом в неделю. А дополнительно взрослые должны постоянно заниматься с детьми дома.

Советы родителям

Чтобы ваш сын или дочь не оказались в числе «сильно отстающих» по умению говорить среди своих сверстников малейшим нюансам их речи необходимо уделять пристальное внимание.

Если вы видите, что малыш никак не может справиться с конкретными звуками, обратитесь к логопеду. Скорее всего, вам понадобятся специальные занятия и артикуляционная гимнастика. А если обследование покажет наличие анатомических проблем, придется подготовиться к оперативному вмешательству для ликвидации дефектов.

Чего требует от родителей профилактика дислалии, в первую очередь,— это грамотно разговаривать со своими детьми, на личном примере обучая их правильной речи.

Основные формы дислалии в большинстве случаев успешно поддаются исправлению, особенно если его мероприятия своевременно начаты.

Однако лечение дислалии — процесс трудный и потребует большого терпения, как от ребенка, так и от окружающих его взрослых. Поэтому разумнее больший упор сделать на профилактику. Чем раньше будут выявлены незначительные изъяны в произношении, тем легче будет их устранить.

Этот диагноз ребенка не стоит воспринимать, как нечто пугающее. Близким малыша с «трудной речью» он указывает лишь на то, что с ним надо работать гораздо больше, чем с его ровесниками.

Источник: https://orechi.ru/narusheniya-rechi/dislaliya-u-detej

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.