Афантазия: как живут люди, у которых не работает воображение

Содержание

Что такое афантазия, как она может повлиять на жизнь человека: новые исследования психологов

Афантазия: как живут люди, у которых не работает воображение

Представьте, что сегодня теплый летний день, и вы сидите у бассейна. Солнце светит, и дети смеются и плещутся в воде. Какие образы вы видите в уме, когда думаете об этой сцене?

Если вы, как примерно 1–3 % населения страдаете афантазией, то, возможно, не сможете визуализировать любой тип информации в вашей голове.

Афантазия – это предложенное название для состояния, связанного с неспособностью представлять образы. У этих людей нет “глазного ума”, или у них просто слепое воображение. Эта способность представлять события и образы играет важную роль в жизни людей.

Люди часто визуализируют сцены, людей, опыт, воображение, объекты и запланированные события. Поэтому, когда человек думает о своем друге, то он сразу сможет представить себе его лицо. Люди же с афантазией не способны визуализировать такой мысленный образ.

Новые исследования

Фрэнсис Гальтон впервые описал недостаток воображения в статье о ментальных образах, опубликованной в 1880 году, рассказывая, что в то время как одни люди описывали различные степени яркости своих умственных зрительных образов, другие вообще не испытывали никаких визуальных образов.

Большая часть доступной информации об этом явлении основана на нескольких небольших научных работах и отдельных историях людей, которые описали свои симптомы. А в исследовании 2015 года впервые был опубликован термин “афантазия”.

В 2005 году отставной 65-летний мужчина посетил невролога по имени Адам Земан (автор новаторского исследования) из Университета Эксетерской медицинской школы.

Человек, которого в литературе называют MX, перенес небольшую операцию, после которой он понял, что больше не может визуализировать в уме образы.

Поиск Земаном медицинской литературы не дал ему возможности объяснить происходящее и понять, как именно эта способность визуализировать работает и как она влияет на память. Несмотря на то что у пациента почти не было образов, его результаты тестов на восприятие и зрительную память были в норме.

После того как подробности случая пациента были опубликованы, к исследователю обратились люди, которые испытывали подобные симптомы всю свою жизнь.

Почему возникает эта особенность

Ученые ограничены в информации, но полученные результаты предлагают некоторые подсказки относительно того, что могло бы объяснить афантазию.

В случае MX, функциональное МРТ-сканирование показало, что паттерны активации мозга при просмотре изображений известных лиц у него не имели существенных отличий от нормальных контролей.

Однако когда пациент пытался визуализировать изображения, наблюдалось значительное уменьшение паттернов активации, в то время как активность лобной области была значительно увеличена по сравнению с контролем.

Это указывает на то, что пациент полагался на другую когнитивную стратегию во время визуализации образа.

Результаты указывают на то, что выполнение задач по зрительной памяти и представление образов не зависит от реального просмотра этих изображений.

Влияние афантазии на память

Когда люди что-то вспоминают, они часто могут представить события почти так, как будто воспроизводят видео у себя в голове. Они вспоминают конкретные образы, которые особенно отпечатались в памяти. Для людей с афантазией воспоминания о событиях часто состоят просто из списка фактов.

Хотя точная природа и влияние этого состояния еще не ясны, исследования показывают, что эта особенность может оказать негативное влияние на память. Человек с афантазией может вспомнить день, когда он был женат, имена людей, которые присутствовали, и даже какая погода было в тот день, но он не сможет сформировать мысленный образ этого события.

Некоторые из тех, кто имеет эту особенность, также сообщали о трудностях при распознавании лиц или навигации по местности.

При этом отсутствие зрительной памяти может иметь и некоторые возможные преимущества. Поскольку афантазия приводит к отсутствию визуальных образов, люди могут реже испытывать беспокойство из-за навязчивых или тревожных воспоминаний.

Жизнь с этой проблемой

Существующие исследования показывают, что наличие этого состояния не обязательно должно вредить успеху человека в жизни. Среди обнаруженных людей с афантазией много успешных докторантов, инженеров и других специалистов.

Остается ряд вопросов об этом состоянии и в том числе о том, насколько оно распространено и может ли иметь генетический компонент.

Исследователи предполагают, что будущие исследования этого состояния не только сосредоточатся на его причинах и следствиях, но также и на возможных путях улучшения визуализации.

Если человек подозревает, что у него афантазия, то ему необходимо изучить новые способы запоминания информации. Неспособность визуализировать может принести некоторые проблемы с памятью. Поэтому, возможно, придется поэкспериментировать, чтобы найти технику, которая будет работать в конкретном случае.

Заключение

Исследования в области афантазии все еще находятся в зачаточном состоянии, поэтому предстоит еще многое изучить. Многие люди с афантазией даже не осознают, что их образы отличаются от образов у других.

Это просто часть их существования и мало влияет на то, как они живут.

Невролог Адам Земан, исследователь, который придумал термин “афантазия”, описал его как просто “увлекательное изменение человеческого опыта, а не медицинское расстройство”.

Источник: https://FB.ru/post/psychology/2019/2/23/61916

Как развить воображение и фантазию для реализации своих идей

Афантазия: как живут люди, у которых не работает воображение

Приветствую, друзья. Представьте себе собаку. Представили? Отлично, значит все у вас с воображением в порядке! Вот только некоторые из вас представили собаку в общих чертах, а другие — какую-то особенную, с кличкой и характером.

Дело в том, что у всех воображение развито по разному. Его недостаток может стать камнем преткновения на пути личного развития или карьерного роста.

В этой статье мы поговорим о том, как развить воображение и фантазию, чтобы научиться мыслить креативно и генерировать новые идеи.

Зачем людям нужны воображение и фантазия

«Воображение важнее, чем знание.» Альберт Эйнштейн.

Некоторые люди ошибочно считают, что фантазирование и сочинительство — это пустые занятия, не имеющие никакой прикладной пользы. Но хорошо развитая фантазия является фундаментом для креативного мышления, которое так ценится в современном обществе.

Только вдумайтесь: мы не повинуемся одним только инстинктам. Вместо этого мы мечтаем и имеем амбиции, ставим цели и наслаждаемся красотой жизни. Невозможно мечтать, если не можешь вообразить себе объект мечтаний. Поэтому наличие воображения — это то, что отличает людей от животных.

Вот несколько доводов в пользу того, что развитое воображение — это полезная штука:

  1. Воображение дает вам развиваться. Если вы будете строить планы, опираясь только на приобретенный опыт, вы не сможете ничего изменить и создать. Воображение расширяет границы и позволяет поставить перед собой те цели, которых вы ранее не достигали.

  2. Воображение помогает быстрее решать проблемы. Вместо того, чтобы пытаться сделать «как всегда», люди с развитым воображением придумывают новые стратегии и решают проблемы быстрее. Это называется креативным мышлением.
  3. Воображение приводит к открытиям.

     Например, Альберт Эйнштейн воображал о таком месте, где люди могли бы остановить время и запечатлеть лучшие моменты своей жизни навечно. В итоге, такие размышления привели его к созданию Общей теории относительности, которая изменила представление человечества о времени. А без воображения люди по сей день считали бы время постоянной величиной.

  4. Воображение дает миру новые изобретения. Воздушные перелеты, разговоры по телефону, горячая вода в ванной — все это начиналось с воображения. Люди хотели летать, как птицы, говорить с теми, кто далеко, не мерзнуть в ванной. Список можно продолжать долго. Все те классные вещи, которые нас окружают, существуют благодаря воображению.

  5. Любое творчество начинается с воображения. Без воображения и фантазии не было бы ни музыки Бетховена, ни киновселенной Marvel, ни всех тех историй, которые начинаются с «Жили-были». Увидели необычное красивое здание? Так вот, сперва его в своем воображении увидел архитектор. Воображение и творчество — понятия неразделимые.

  6. Воображение дает возможность видеть красоту. Слышали фразу «Это поражает воображение»? Музыка, живопись, красивый вид из окна, звездное небо, золотые деревья ранней осенью… Мы все это воспринимаем через наше воображение, потому и видим красоту.

    Скажем так, человек без воображения не сможет долго наблюдать за тем, как горит огонь или течет вода. Хотя есть коты, которые могут долго смотреть в одну точку. Но мне кажется, тут дело в чем-то другом.

Отличный пример человека с развитым воображением — это Стивен Хокинг. В своем воображении он побывал во множестве уголков Вселенной, изучая и поражаясь ее величию.

Открытия Хокинга о космологии и квантовой гравитации сделаны прямиком из инвалидного кресла, к которому он был прикован почти всю свою жизнь. Человеку без фантазии и воображения такое не под силу.

Кстати, я наконец-то решил ознакомиться с книгами Стивена Хокинга, сейчас читаю “Краткую историю времени”. Написано о сложном простым языком.

Чем воображение отличается от фантазии

Завтра строится в воображении людей сегодня, сегодняшняя наука — это фантазия из прошлого.

Воображение — это средство, которое делает идею реальностью. Когда мы говорим о воображении, мы опираемся на логические обоснования. Фантазия — это размышления на свободную тематику, она может быть ничем не обоснована и перечит здравому смыслу. Тем не менее, фантазия и воображение тесно связаны, а любое созидание без них попросту невозможно.

Это легко объяснить на примере научной фантастики. Многие писатели-фантасты опережают свое время, воображая о технологиях, которых еще не видел мир. Например, в книге Жюля Верна “Двадцать тысяч лье под водой” описан подводный корабль еще до того, как появились настоящие подводные лодки. Но это не фантазия. Автор именно вообразил существование такого корабля в реальном мире.

Сегодня это фантастика о космических кораблях и покорении Вселенной. Космический туризм еще находится в стадии зарождения, а полеты на Марс нам только обещаются Илоном Маском.

Но авторы книг типа “Марсианин” уже воображают, как бы это могло быть с научной точки зрения. Такая фантастика опирается на логику и здравый смысл.

Потому фантастика называется научной, а знакомые с физикой люди разносят в пух и прах те произведения, в которых авторы напридумывали околесицу.

Фантазия, в свою очередь, не ограничена законами и правилами. Это все, что может прийти в вашу голову.  Она далека от науки, но может привести к действительно толковым идеям.

Фантазию используют все творческие люди. Художникам и музыкантам вместо логики нужны буйство красок и неожиданные повороты мелодий. Взрослея, многие люди прекращают фантазировать.

Поэтому говорят, что творческие люди — это большие дети.

Можно подытожить: наши идеи появляются из фантазии, крепнут в воображении и затем уже воплощаются в реальность. Теперь давайте наконец перейдем к тому, как развить воображение и фантазию.

Как развить воображение и фантазию у взрослых

«Воображение — это все. Это предварительный просмотр предстоящих достопримечательностей жизни.» Альберт Эйнштейн.

Воображение — это способность, которая присуща каждому человеку. Поэтому ему не нужно учиться, его нужно просто расшевелить.

Для развития воображения достаточно совершать действия, которые его стимулируют. Ниже представлен список рекомендаций, которые я нашел самыми простыми и действенными.

1. Выключите телевизор и найдите хобби

Просмотр телепередач — это распространенный способ снять напряжение после тяжелого рабочего дня. Я сам тоже люблю посмотреть пару серий сериала в свой выходной или перед сном. Но это способ пассивного отдыха, при котором мозг бездействует.

Вместо того, чтобы постоянно наблюдать за жизнью других людей, найдите себе хобби, которое позволит вам создать собственную историю.

2. Обращайте внимание на забавные мелочи

Постарайтесь находить странные и забавные вещи там, где их нет. Нелепое сочетание надписей на рядом стоящих билбордах, причудливая форма облаков, смешная походка голубя. Все это требует работы воображения и может сделать вашу жизнь чуточку веселее (приятный бонус).

Например, кошка моей сестры Алиска застыла в позе отстреливающегося от индейцев ковбоя. И да, я знаю, что ковбои — это просто пастухи.

3. Попробуйте ничего не делать

Наш разум постоянно находится в шумной обстановке из-за внешних импульсов. Это может быть тот же самый телевизор, музыка, постоянное общение в социальных сетях и конвейер уведомлений. Попробуйте посидеть в тишине и послушать свои собственные мысли. Иногда можно поразиться от того, какие идеи и умозаключения приходят в голову, когда ничто не отвлекает.

4. Слушайте музыку без слов

Доказано, что прослушивание музыки повышает производительность во время работы. Но если это песни с текстом, мы на подсознательном уровне прислушиваемся к их идеям, оставляя свои за бортом. По себе замечаю, что даже песни на незнакомом мне языке могут сбить с мысли. С другой стороны, музыка без текста стимулирует ваше воображение и дает зеленый свет новым идеям.

Я за работой над статьями слушаю музыку в стиле Trance, Deep или Ambient. Люблю Drum'n'Bass, но под него можно разве что траншеи копать. Ученые рекомендуют прослушивание джаза, блюза и классики, но каждому свое.

5. Читайте разные книги

Даже если вы постоянно читаете художественную литературу, это тоже может стать своего рода зоной комфорта. Мозгу требуется разный контент. Если вы обычно читаете научную фантастику — прочтите детектив, это даст вам новый опыт и расширит области воображения.

6. Смотрите фильмы с закрученным сюжетом

Теперь что касается фильмов. Я говорил, что просмотр ТВ лучше ограничить. Но есть киноленты, которые бросают вызов обычному методу повествования. Подойдут фильмы с нелинейным сюжетом, в которых очень сложно предугадать события или концовку. Например, фильм «Остров проклятых» с Ди Каприо. Так вы не дадите воображению отдыхать.

7. Пишите в свое удовольствие

Во-первых, возьмите за правило записывать интересные мысли. Так вы сможете к ним вернуться, просмотрев свои записи, и дать развитие новым идеям.

Во-вторых, написание текста на свободную тему рекомендуется как терапевтическое средство для отдыха и может здорово подстегнуть ваше воображение. Попробуйте просто описать свой обычный день, даже если он был самым скучным.

Напишите, как бы могли развиваться события, если бы вы сделали другой выбор в разных ситуациях. Если вы умеете рифмовать, напишите короткое стихотворение о чем-то обыденном, показав привычные вещи с другой, красивой или смешной стороны.

Например:

Я сижу за столом, и он старше меня.
Кто-то раньше сидел за тобой, но не я.
Может, кто-то обедал и в карты играл,
А теперь на тебе создается статья.

Стихотворение вышло так себе, но вот я уже воображаю, как за моим старым столом сидит шумная компания и режется в покер. Может быть, кто-то этот стол даже выиграл. Не важно, главное — подстегнуть воображение.

8. Научитесь что-то делать сами

Вам не нужно менять работу, чтобы начать заниматься чем-то творческим. Можно просто записаться на курсы, обучающие создавать.

Подойдет что угодно, чем вы раньше не занимались: вышивание крестиком, выжигание по дереву, создание дизайна открыток, кулинария. В крайнем случае, есть много обучающих видео в интернете.

Мне попадались интересные каналы на , где авторы показывают как сделать те или иные вещи. Например, как сделать перстень из монеты.

Для работы своими руками требуется творческое воображение. Потому что вам нужно сперва придумать, что вы будете делать, а затем вообразить конечный результат.

9. Разговаривайте с друзьями

Вы можете собраться с друзьями для просмотра нового фильма или футбольного матча, но такое времяпровождение не научит вас ничему новому. Попробуйте поговорить на абстрактные темы, это включит ваше воображение и заставит мозг работать.

Если вас интересует политика, можете пофантазировать о том, как изменится ситуация в стране при тех или иных изменениях законов. Или обсудите научные открытия и вообразите, к чему они могут привести человечество.

Живое общение — это то, чего сегодня многим не хватает.

У меня есть друг, с которым мы могли часами говорить на разные темы, фантазируя и воображая. Сейчас я переехал, и мне очень не хватает нашего общения. Поэтому я советую ценить людей, с которыми вы можете долго говорить, даже если ваши взгляды во многом не совпадают.

10. Придумайте десятый пункт о том, как развить воображение и фантазию

Пунктов получилось 9, но число 10 внушает более серьезное впечатление. Поэтому у вас есть уникальная возможность включить воображение и представить заключительный пункт о том, как развить воображение и фантазию.

Видите, креативный подход помог мне быстрее закончить список из 10 пунктов, что еще раз доказывает силу воображения.

Итог

Если ввести в поисковой системе «Как развить воображение и фантазию», можно найти всякие игры, развивающие фантазию, и разные упражнения. Но я считаю, что воображение должно работать постоянно, а не по 5 минут в день. Поэтому выбранные мной советы подходят для повседневного использования и позволят вам задействовать воображение как можно чаще.

Есть еще интересная тема — как развить фантазию и воображение у ребенка. Об этом я напишу в другой статье статье. Подпишитесь, чтобы не пропустить публикацию.

Источник: http://agorohov.com/lichnost/kak-razvit-voobrazhenie-i-fantaziyu-dlya-realizatsii-svoih-idey

Афантазия: как живут люди, у которых не работает воображение. Виды воображения и какие задачи на него возложены

Афантазия: как живут люди, у которых не работает воображение

Здравствуйте, дорогие читатели! Читая книги вы отправляетесь в удивительный мир. Вы представляете себе дальние страны, видите горы и равнины, удивительных людей, с которыми никогда не встречались. За все это отвечает наше воображение. Зачем оно нам нужно? Давайте сегодня познакомимся с собой поближе.

В психологии воображение это то, что мы себе представляем. Не обязательно зажигать костер, чтобы увидеть как горят дрова. Достаточно сказать одно слово и человек тут же его себе представляет.

Воображение и нужно для того, чтобы лишний раз не вставать, не проводить эксперименты, а или услышать, чтобы понять о чем вам говорят. Принято считать, что ни у одного животного на земле не развито воображение, а у человека оно есть. Этим мы отличаемся.

Для чего нам воображение

На воображении лежит множество задач. Благодаря ему мы познаем окружающий мир, вспоминаем, творим и даже планируем . Иногда его путают с , хотя это совершенно разные вещи. Если заинтересуетесь в чем разница – прочитайте предыдущую статью из моего блога.

Сейчас же нас интересует только воображение и все, что с ним связано. Возможно вы будете удивлены, но наше воображение никогда не берет образы из прострации. Все они основаны исключительно на . Это уникальное свойство. Услышав слово «горы» вы не возьмете их образ из неоткуда, а представите то, что когда-то видели по телевизору или воочию.

Людей без воображения не существует по определению. Это просто невозможно. Да, мы нередко можем встретить прагматиков или скептиков, но и у них есть воображение. Оно не так развито, как у творческих личностей, но без воображения существование человека просто невозможно себе представить.

Функции

Все потому, что на это свойство психики возлагаются серьезные функции: познавательные, прогнозирования, понимания, защиты, и понимания.

Даже строение молекулы мы пытаемся себе представить, основываясь на том, что уже знали ранее. В этом заключается познавательная функция. Мы стараемся расширить кругозор.

У каждого человека все эти функции присутствуют, но развиты они по-разному. К примеру, несколько людей слышат историю про то, как альпинист поднимается на гору. Воображение одного человека будет рисовать страшные картины падений, второй придумает историю про встречу на вершине со старцем, третий просто представит как все это было, а четвертый начнет рассказывать о своих путешествиях.

Какая функция воображения развита сильнее всего в человеке, так он себя и ведет. Это является основополагающим фактором его поведения.

Каким оно бывает

Самый распространенный вид воображения, с которым мы сталкиваемся – непроизвольный или пассивный. У нас нет представить что-то, но мы все равно это делаем. Нам даже не нужно воздействие из вне. Вспомните, когда вы находитесь в сонном состоянии, вам ни с того ни с сего может прийти образ мыши, ворона, осеннего дождя.

Произвольное или активное воображение включается, когда перед нами стоит определенная задача, когда нам надо что-то придумать. К примеру, сейчас я пишу эту статью и мне нужно выдумать пример активного воображения. Я думаю о ребенке, который играет во врача и перенимает на себя его роль – прекрасный пример в примере.

Воссоздающее воображение сводит то, что человек никогда не видел наглядным образом. Мы представляем себе Мадагаскар, путешествия по космосу, коронацию Петра Первого, хотя никогда там не были. Мы подключаем все свои воспоминания, услышанные факты и представляем события и факты.

Творческое воображение также причисляется к активному. Кстати, оно работает не только во время создания литературных произведений и картин. Даже в математике ученые выдвигают какие-то гипотезы. Это тоже творческий процесс, ведь до этого момента про определенный факт еще никто не слышал.

Мечты бывают реалистическими, к примеру, – в этом случае, человек мобилизует все свои способности и старается превратить ее в реальность. В этом случае мечта – очень хороший и положительный вид воображения. Любое достижение начинается с мысли.

Если вы хотите развить свой воображение, я могу посоветовать вам замечательную книгу «Кради как художник. Творческий дневник» Остина Клеона с упражнениями на каждый день. В нем есть множество идей, цитат и практики для саморазвития. Автор предлагает не просто придумывать, а воплощать свои мысли, достигать, учиться использовать. Он покажет как посмотреть на мир глазами художника.

$show_meta = false; ?>

Как думаете — фантазия и воображение дано ребёнку зря?

Сколь важным в жизни человека будет хорошо развитое воображение и богатая фантазия?

В каких сферах жизни пригодятся эти навыки, за которые отвечает правое полушарие?

Мы привыкли к тому, что логика, точность и рациональность — то важное, что нужно для выживания в реальном мире. В саду, в школе и университетах упор в обучении больше всего делается на развитие левого полушария и его понятных и важных навыках.

В возрасте до 6-7 лет у детей фонтанирует безудержная и яркая фантазия. Кто из вас не плавал на старой лодке на берегу, как на корабле? Кто не строил замки и дворцы из перевёрнутых стульев и столов? Кто не представлял себя индейцем или космонавтом, принцем или принцессой? Детство всегда проходило весело и интересно благодаря таким играм и неуёмной фантазии в придумывании сюжетов.

А ведь главная польза воображения и фантазии не только в организации досуга детей.

У детей другой мир, который не основывается только на опыте, потому что как раз воображение помогает ребёнку приспособиться к окружающей среде. А в тесном тандеме опыта и воображения ребёнок получает то развитие, которое запланировано природой. И чем больше в детском возрасте окружающая среда подкидывает детям разнообразия, тем ярче и продуктивнее будет дальнейшая жизнь человека.

До 6 лет у ребёнка наблюдается активный период создания нейронных связей и поэтому, чем больше их образуется, тем выше будет уровень его умственных, интеллектуальных способностей. Развитие воображения играет в этом процессе ключевую роль. У малышей с 3-4 лет главенствует наглядно-образное мышление, которое и развивают его фантазия и воображение.

Вот вы знали, что только человек обладает воображением? Что оно является одним из ярких отличий человека от представителя животного мира?

Все великие открытия были сделаны с помощью воображения и фантазии.

Моделирование, планирование, творчество, игры, конструирование, новые технологии и многое другое – это то, где фантазия и воображение — основной навык наряду с логикой и рациональностью.

Воображение часто разрешает такие ситуации, в которых обычные решения не работают или не целесообразны. Воображение влияет и на наши эмоции, на наше настроение, на развитие и на нашу жизнь. Даже Эйнштейн считал, что воображение важнее многознания.

Оценки, цифры, счёт – функции левого полушария мозга. Правое же – интуитивное, иррациональное и нелогичное, обрабатывает информацию гораздо быстрее левого. Скорость обработки информации левым полушарием – 10 бит в секунду, правым – 1.000.000.000 бит в секунду. Тесно сплотив два полушария, мы получим великолепную основу для любой обработки информации.

Сегодня в мире существуют методики, утверждающие, что именно они развивают воображение и фантазию. Но ни одна из них не делает это так, как планировалось природой – одинаково и синхронно с остальными навыками. А ведь важность воображения и фантазии проявляется только в их тесной взаимосвязи с точностью, логикой, рациональностью, с правильным развитием.

И вот здесь на помощь приходит Методика устного счета Соробан, которая одинаково и синхронно развивает, как навыки правого, так и левого полушария.

Основанная на работе с динамическими образами, методика помогает во много раз быстрее схватывать и обрабатывать информацию, оперативно запоминать, при этом активно тренируя память, внимание, мышление, ум, интеллект, концентрацию.

Приёмы обучения направлены на парную работу двух полушарий, в противном же случае не будет результата.

Для выдачи ответа в устном счёте нужно только тесное взаимодействие левого и правого полушарий, которые в такой работе активно создают и укрепляют связи между собой, развивая ребёнка легко, гармонично и естественно.

Лучи заходящего солнца окрашивают морскую поверхность в цвета мандарина и золота, подсвечивают песок и загорелую кожу, а по вашему телу медленно разливается приятное тепло. Получилось? Вероятнее всего, да.

И это значит, что вы определенно не относитесь к 1-3% людей, которые в этом и подобных случаях (когда им говорят: «Закрой глаза и представь…») не видят ничего.

Расстройство имеет вполне логичное название афантазия, а очередную попытку объяснить, почему оно возникает, недавно предприняли ученые из Австралии.

Ведущий автор исследования, эксперт в области когнитивной нейронауки из Университета Нового Южного Уэльса (The University of New South Wales) Ребекка Кеох (Rebecca Keogh) говорит Live Science, что до сих пор было проведено лишь одно небольшое эмпирическое исследование редкого заболевания. Большинство же данных об «афантазиках» собраны с помощью впечатлений и рассуждений их самих.

Отсутствие исследований на тему привело к тому, что ученые однажды задумались: люди с афантазией вообще не могут воспроизводить образы в голове или же образы все-таки появляются, но они не могут их интерпретировать? В ходе исследования, результаты которого были опубликованы в журнале Cortex, Ребекке Кеох и ее коллегам, кажется, удалось найти ответ.

Чтобы объективно рассмотреть этот вопрос, использовался метод, известный как бинокулярное соперничество, когда каждому глазу предъявляется свой стимул, чтобы они могли передавать в мозг противоречащую информацию.

«Когда один глаз видит что-то одно, а другой – что-то другое, то вместо того чтобы видеть смесь двух изображений, человек видит только одно из них.

Когда мы говорим людям, чтобы они представили себе одно из изображений заранее, они с большей вероятностью в итоге увидят именно то изображение, которое их просили вообразить», – объясняет Кеох.

Так исследователи обнаружили, что, в отличие от людей без афантазии, у людей с расстройством нет никакой корреляции между изображением, о котором говорилось до эксперимента, и изображением, которое они в итоге видят на экране.

Впрочем, ученые отмечают, что небольшие различия здесь наблюдаются у всех без исключения людей. «Те, у кого , увидят заранее обсуждаемую картинку в 80% случаев, а те, кто имеет сниженные способности, лишь в 60%.

Однако в случае с «афантазиками» мы не увидели корреляции вообще», – комментирует Ребекка Кеох.

Результаты позволяют говорить о том, что люди с афантазией не могут создать даже ментальный образ, а не только интерпретировать или «увидеть» его. Интересно, что это условие никак не препятствует . Как сообщают эксперты из Австралии, в их эксперименте принимали участие инженеры, программисты и даже доктора наук.

К слову, последующий опрос участников помог обнаружить еще одну неожиданную закономерность: оказывается, люди с афантазией помнят прошлое не так, как мы с вами.

«Когда мы пытаемся вспомнить что-то и детства или юности, мы слышим голоса, видим картинку и даже , если воспоминание было ярким.

Афантазия лишает людей возможности воспроизведения, а потому для них воспоминания больше похожи на список вещей, которые произошли», – добавляет Кеох.

Ученые уверены, что в будущем у науки появится возможность улучшить состояние «афантазиков» путем тренировок мозга с или легкой электрической стимуляции. Тем не менее, новые исследования на тему необходимы, чтобы лучше понять состояние и научиться с ним эффективнее работать.

Если подсчет овец является для вас абстрактным понятием, или вы не в состоянии представить себе лица родных и близких, можно говорить об афантазии – редком отклонении, при котором у человека отсутствует воображение.

Порой афантазия не позволяет вызвать в воображении звук, текстуру, вкус, запах, эмоции или любой другой тип образа. Это состояние негативно влияет на качество жизни человека, а также его отношения с другими людьми.

Как правило, для таких людей заказана карьера в области архитектуры или дизайна: они просто не способны визуализировать конечный продукт. Афантазия – достаточно редкое отклонение, которое было впервые выявлено сэром Фрэнсис Гальтоном еще в 1880 году.

Он же предположил, что афантазией страдает в той или иной степени около 2,5% населения планеты.

До сих пор это явление осталось в значительной степени неизученными. В наши дни им активно занимается когнитивный невролог Адам Земан, работающий в медицинской школе при университете Эксетер. Он пересмотрела концепцию феномена, который не позволяет людям визуализировать какие либо явления или абстрактные понятия.

Визуализация является результатом работы нейронных сетей различных регионов коры головного мозга. Процесс их совместной слаженной деятельности позволяет нам мысленно представлять изображения на основе наших воспоминаний о том, как выглядят эти вещи, люди или явления.

Наиболее значимые для этого процесса регионы расположены в лобных и теменных долях: по сути, они «организуют» процесс визуализации. А вместе с участками в височной и затылочной долях позволяют чувствовать и представлять элементы, которые мы хотим «окинуть мысленным взором».

Неспособность визуализировать что-либо – результат изменений функций в нескольких точках в этой сложной сети.

Новости по теме:

Новое исследование, проведенное на крысах, показало, что возвращение в сознание после наркоза может быть даже более сложным процессом, чем предполагалось ранее.

Источник: https://centerkik.ru/dizajjn-kuhni/afantaziya-kak-zhivut-lyudi-u-kotoryh-ne-rabotaet-voobrazhenie-vidy-voobrazheniya-i.html

Фантазировать – вредно?

Афантазия: как живут люди, у которых не работает воображение

Психолог и психотерапевт Анастасия Бондарук – о том, как пользоваться фантазией с пользой для себя и не давать воображению управлять нами.

Многих людей сегодня волнует вопрос о пользе и вреде фантазирования. Действительно, в фантазии можно «уйти», они способны поглотить, привести к тому, что человек может возомнить о себе. Однако фантазия может перерасти в проект, произведение искусства и даже может быть использована в науке.

Например, в своих дневниках инженер-физик Никола Тесла писал: «Я не спешу приступить к практической работе. Когда у меня рождается идея, сразу же начинаю развивать её в своем воображении: меняю конструкцию, вношу улучшения и мысленно привожу механизм в движение… Таким образом, я могу быстро развивать и совершенствовать концепцию, не прикасаясь ни к чему».

Так в чём полезность и вредность фантазии?

Если мы обратимся к трудам отцов Церкви, то встретим высказывание святителя Феофана Затворника: «Фантазия творит совершенно новые образы, хотя из прежнего материала и большею частию по готовым или известным уже образцам. В ней должно различать деятельность хорошую – дельную – и движения беспорядочные – самовольные…».

В практике духовничества работа с образом, фантазией широко использовалась. Вспомним расхожий совет наставника для послушника.

Звучал он примерно так: «Если тебе понравилась какая-либо девушка, представь ее лежащей в гробу. Тело ее покрыто струпьями…».

Да, для современника звучит немного пугающе, но суть примера в том, что воображение как таковое не считалось чем-то душевредным. Душевредным считалось его неправильное использование.

Образы часто встречаются и в Евангелии – образ смоковницы, образ жемчужины как символа Царства Небесного. Это то, что мы можем назвать полезными образами по святителю Феофану Затворнику.

Интересно пишет о работе фантазии преподобный Никодим Святогорец в своём труде «О хранении чувств»: «…Так, например, если кто-то ест лимон, а рядом стоит другой и смотрит на него, то у этого другого начинает выделяться слюна. Но то же испытывает и тот, кто только представит себе лимон в своём воображении?..».

Святитель Феофан Затворник указывал, что «низшие способности познания суть: наблюдение внутреннее и внешнее, воображение и память…».

Иоанн Дамаскин в своём труде «Точное изложение православной веры» пишет: «Как мы знаем, вследствие чувственного восприятия в душе образуется впечатление, называемое представлением…».

Поэтому само воображение опасно считать душевредной силой, как и всякую способность души. Важно научиться его использовать «в мирных целях».

Зачем ребёнку фантазировать?

Мозг человека способен сохранять наш прежний опыт. Если бы он умел только это, человечество могло бы лишь приспосабливаться. Но Господь даровал человеку способность, можно сказать, пророческую, творческую – моделировать и строить будущее. И все модели сперва возникают в мышлении, как представление, как образ, а значит – как фантазия.

Воображение лежит в основе любой культурной деятельности человека, в основе художественного, научного, технического творчества. Любое новшество, изобретение, книга рождались сначала в воображении. Воображать человек начинает с детства, а значит – начинает творить.

Психолог Лев Выготский пишет:

«Один из самых важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка.

Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в играх детей.

Ребенок, который, сидя верхом на палке, изображает, что едет на лошади, девочка, которая играет с куклой и воображает себя ее матерью… – все эти играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества».

Так действительность формирует воображение, а воображение – действительность через продукты любого вида творчества.

…Лиду привела мама. Девочке было пять лет. Худенькая, робкая, немного зажатая и смущённая. Она зашла в кабинет, как бы стараясь занимать поменьше места. Средний ребёнок в семье, Лида получала достаточно много внимания, мама не работала. Отец любил детей, проводил с ними своё свободное время.

Мама жаловалась на то, что Лида была малоэнергичной, болезненной девочкой, которая не очень-то любила играть с детьми.

Родители имели высшее образование и старались давать детям много научной информации об окружающем мире, читали им и сказки. Когда я предложила девочке игрушки, она выбрала корову и собачку.

В ходе игры собачка всё время хотела рассказать корове сказки, которые сочиняла сама. Корова ей запрещала, и собачка очень расстраивалась.

Когда я стала обсуждать эту проблему с мамой, оказалось, что Лида постоянно пыталась рассказать ей свои «придумки». Это были еще мало связные обрывки, иногда с пугающими маму героями, в них не прослеживался чёткий сюжет. Маму это раздражало, и она резко останавливала ребенка, потому что просто не понимала, как к этому относиться.

Я предложила Лиде рассказать о своих «придумках». Мы их рисовали, лепили. Девочка, рассказывая о них, оживала, лицо её заливалось румянцем, она определяла для меня разные роли в этих «придумках», и, похоже, у нее проклёвывался организаторский талант.

Мама заметила, что и дома Лида пытается объединить семью в какой-нибудь новой, ею придуманной игре. Конечно, игры были не всегда структурированы, понятны, правила сбивались и путались.

Иногда на их прояснения уходило часа два и играть так никто и не начинал.

Но вся семья, в том числе и ребенок, оживлённо участвовали в прорисовке карт и распределении ролей, поиске инвентаря и разработке сценариев игр.

Что-то так и осталось в проекте, что-то переросло в игру, но важно, помимо других положительных эффектов, то, что Лида научилась быть организатором, начала активно использовать эти навыки в общении с подругами, которые стали у неё появляться во дворе, научилась находить место своему внутреннему миру во внешнем.

Зажатость почти ушла, девочка перестала робеть, у неё появилось больше энергии. Мама стала замечать, что витальность ребёнка становилась всё более стабильной. Если мама уставала слушать «придумки», то Лида их рисовала, вырезала и каким-то образом пыталась выразить в подручных материалах. Так вырос уже целый том…

Фантазия и действительность

Бытовое представление, что фантазия совсем оторвана от действительности, ошибочно. Во-первых, любая фантазия может строиться только на впечатлениях от реальности, т.е. на том, что человек воспринял.

Об этом хорошо пишет преподобный Никодим Святогорец («О хранении чувств»): «Воображение – это широкая доска, на которой изображается то, что мы видели глазами, о чём слышали ушами, что чувствовали и осязали».

Лев Выготский раскрывает это через образ избушки на курьих ножках: её не существует, но элементы, из которых построен этот сказочный образ, взяты из опыта человека.

Можно добавить, что и сама сказка, читаемая ребенку на ночь, становится опытом и человека, и семьи, и рода, и страны.

Выготский выводит закон о том, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека.

Кстати, очень многие учёные увидели результаты своих многолетних исследований именно как вспышку воображения, как озарение. Так обрывочные пазлы представлений складываются в целостную картину, взгляд, гештальт. И эта возможность воображения также важна.

Например, ребёнок урок за уроком изучает особенности какого-либо великого события.

Он узнаёт о том, что ему предшествовало, какие тогда жили люди, как они одевались, какие у них были обычаи и нравы, как они строили и развивались. Всё это должно выстроиться в картину, и это задача воображения.

Такая форма работы становится возможной благодаря чужому опыту, опыту социума, и расширяет личный опыт ребёнка и взрослого.

Проблемы воображения

Проблемы возникают не тогда, когда человек использует своё воображение, а когда он относится к нему особым, можно сказать, болезненным образом. Например, магическое мышление.

В «Большой энциклопедии по психиатрии» можем прочесть о том, что магическое мышление – это в самом общем виде убеждение, что можно влиять на действительность своими мыслями, фантазиями, желаниями.

В качестве нормального это явление до некоторой степени свойственно детям, до 3-5-летнего возраста считающим, что их мысли являются причиной или эквивалентом происходящего во внешней действительности, а также представителям «примитивных» культур.

Вспоминаю историю девушки, очень красивой и успешной в своей профессии, которая рассказывала мне, что её мысли и фантазии влияют на действительность.

«Вот, например, еду за рулём и хочу припарковаться. Думаю: вот бы крайнее место на стоянке было свободно. Начинаю посылать Вселенной сигнал, подъезжаю – а место свободно.

И с молодым человеком я всегда воздействую на него мысленно, на расстоянии, чтобы он мне позвонил. Также я составила доску визуализации, где у меня есть всё. Вот только он не предлагает мне выйти за него замуж.

А на доске у нас трое детей. Как мне достичь всего этого?».

В ответ на мои попытки поставить под сомнение силу её воздействия девушка задумалась и сказала, что она и сама часто сомневается, но на тренинге ей объяснили, что это всё работает и Вселенная всегда даст ответ.

В принципе, многого из того, что было на доске, она достигла. Купила машину, квартиру. Но во что упирается сила мысли девушки? В свободу воли другого человека. Жениться её парень не хотел, а встречались они уже много лет. И цепочка «моя мысль» – «послушная Вселенная» – «послушный парень» явно давала сбой.

Структуры магического мышления у некоторых людей сосуществуют бок о бок с другими, более поздними, более развитыми и сложными когнитивными программами.

Так и в православном сознании может сочетаться несочетаемое: вера в Промысл Божий и вера в то, что человек может магически управлять обстоятельствами своей жизни и использовать, например, силу мысли или мыслеобраза для управления действительностью.

Корни проблемы

«И вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3,5). Этим соблазнились первые люди, этим соблазняемся и мы, забывая, что «всякого блага Промысленник и Податель» есть Господь, начиная искать власть влиять на людей и события.

Конечно, мало кто сознательно фантазирует, что может стать «богом» в «царстве земном», но многие ощущают себя именно так и ищут тому подтверждения в обстоятельствах жизни. Так проявляет себя защита, называемая «всемогущий контроль».

У некоторых людей потребность испытывать чувство всемогущественного контроля и воспринимать происходящее с ними как обусловленное их собственной неограниченной властью совершенно непреодолима. Если личность ищет удовольствия от ощущения, что она может эффективно проявлять и использовать собственное всемогущество, есть основания рассматривать её как психопатическую.

А о достижении результатов во что бы то ни стало… Известная киноактриса Одри Хепбёрн в своих мемуарах вспоминала о том, как не стала когда-то балериной. Какой это был жёсткий удар для неё. И как впоследствии она была этому рада:

«Учительница мадам Рамбер не скрывала своего мнения: слишком высокая, слишком тощая, слишком неразвитая для таких лет.

Я обещала заниматься с утра до вечера, чтобы догнать остальных, и действительно делала это, но природу не изменишь.

Мадам Рамбер была резка и откровенна, за что я ей благодарна, потому что, пожалей она меня тогда, я стала бы заштатной балериной, но точно не стала бы актрисой».

Иногда наши неудачи нам так же полезны, как и удачи. Об этом всё время напоминает человеку христианство.

Здоровье и патология

Исследователи шизофрении обоснованно утверждают, что мы вынуждены проводить различие между здоровой и патологической фантазией. Здоровая фантазия является в своей основе подготовкой для действия во внешнем мире. Патологическая фантазия используется как средство для поддержания контакта с фантазийными объектами, в то же самое время отделяясь от объектов действительности.

И здесь обратимся к Гарри Гантрипу и его описаниям шизоидной личности:

«Отношение к внешнему миру…: невовлечённость и отчуждённое наблюдение… Чем больше люди отрезают себя от человеческих взаимоотношений во внешнем мире, тем более они погружаются в эмоционально заряженные фантазийные объектные отношения в своём внутреннем психическом мире; крайним пределом является состояние психотика, живущего исключительно в своём внутреннем мире».

Если попытаться подытожить смысл сказанного в цитатах великих, то начать можно с высказывания Федерико Гарсиа Лорки, что воображение – синоним способности к открытиям, а закончить словами Михаила Салтыкова-Щедрина: «Ничем не ограниченное воображение создаёт мнимую действительность».

Вот между этими полюсами и находится наша возможность управлять своим воображением и не давать воображению управлять нами.

Анастасия Бондарук

Источник: https://www.pravmir.ru/voobrazhenie-mezhdu-tvorchestvom-i-boleznyu-1/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.