7 способов помочь школьнику справиться с тревожностью

Содержание

5 полезных советов психолога, которые спасут ребёнка от тревожности

7 способов помочь школьнику справиться с тревожностью

Кадр из мультсериала «Южный Парк»

Тревога и беспокойство способны полностью уничтожить детскую уверенность в себе. Особенно когда дело касается первого похода в школу после длинных каникул или адаптации в новом коллективе. Психолог Эллен Хендриксен составила список из пяти простых, но важных советов, которые помогут справиться с детской тревожностью.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Детство — это сплошные переживания: с кем сидеть за партой, как написать контрольную, как пройти мимо лающей собаки. Видеть, как твой ребёнок мучительно тревожится из-за чего-то, очень больно.

Тяжело видеть, как он отстраняется от сверстников, не отпуская вас из детского сада, рыдает на днях рождения и отказывается участвовать в школьных мероприятиях.

Порой детское беспокойство, вызванное абсолютно иррациональными вещами, только раздражает. Но в этой ситуации ребёнку можно и нужно помочь.

1. Составьте план игры

Иногда дети забывают, что у них есть возможность справиться с любой задачей. Помогите ребёнку осознать, что он способен самостоятельно (или с небольшой поддержкой со стороны) решить любую соответствующую его возрасту задачу.

Если ребёнок выражает своё беспокойство и обращается с этой тревогой к вам, ответьте: «Похоже, ты очень волнуешься из-за А» или «Я вижу, а что тебя очень беспокоит Б».

Это даёт возможность дать имя испытываемым эмоциям и избежать тупиковой ситуации, возникающей после фраз «здесь нечего бояться» или «просто расслабься».

Помогите ребёнку составить план.

«Если тебя что-то пугает, что можно сделать, чтобы справиться с ситуацией? Если тебе нужна помощь, к кому ты можешь обратиться? Если Аня перестанет с тобой дружить, что ты сделаешь? Если потеряешься в торговом центре, к кому ты обратишься? Что произойдёт, если ты почувствуешь тошноту во время урока? Что ты будешь делать?».

Помощь в составлении плана достигает сразу двух целей: во-первых, это помогает ребёнку продвинуться от проблемы к её решению, что снижает неопределённость, а именно она — источник тревоги. Во-вторых, это говорит ребёнку о том, что вы в него верите. Вы верите в то, что он способен справиться с любой задачей, соответствующей его возрасту.

2. Научите ребёнка отвечать своей тревожности

Иногда дети не осознают, что тревожность — это лишь одна сторона диалога. Они могут ответить своему беспокойству, чтобы почувствовать себя более уверенно. Для этого предложите ребёнку выбрать имя для своей тревожности. Например, «беспокойная Лиза_Аня_Миша» или даже нарисуйте персонажа, который сидит на плече ребёнка.

Это помогает персонализировать тревожность, тем самым как бы отделяет её от ребёнка. Постоянно поощряйте диалог с этим персонажем. Достаточно взрослые дети могут вписать готовые реплики в свой ежедневник: «Я могу справиться с любой тревогой», «Ошибаться или делать глупости — это нормально».

Дети помладше, которые уже умеют читать, могут носить в своём кармане напоминалку или визитку с теми же самыми полезными сообщениями: «Я сильнее, чем моя тревога. Быть не идеальным — это нормально». Если ребёнок стесняется носить с собой записку, можно завести себе талисман, который будет напоминать об определённом фиксированном ответе.

К примеру, пусть стикер-сова означает «Я могу справиться с любым препятствием». Этот стикер ребёнок может положить в пенал, папку и рюкзак.

3. Объясните, что любая буря рано или поздно стихнет

Волнение влечёт за собой неприятные физические ощущения — повышенное сердцебиение, пустота в голове, урчание в желудке. Такие ощущения могут усугубить изначально стрессовую ситуацию (например, решение задач по математике около доски, обед в столовой, или просто неожиданный опрос во время урока).

Неприятные ощущения могут заставить ребёнка подумать «меня сейчас вырвет» или «со мной что-то не так». Если физические ощущения заставляют ребёнка думать, что с ним что-то не так, проведите небольшую тренировку. Специально вызовите специфичные симптомы, чтобы ребёнок к ним привык.

Вы можете вместе бегать по ступенькам, чтобы сердце стучало сильнее, крутиться на качелях, чтобы вызвать лёгкое головокружение. Попросите ребёнка сфокусироваться на этих ощущениях. 30 секунд или минуты вполне хватит. Затем обратите его внимание на то, как быстро он пришёл в норму: как правило, на это уходит не больше двух минут.

Ребёнок может прийти в себя даже раньше вас. Он/она может ответить: «Да это не было страшно — это же просто качели!». Но на это есть ответ — «Да, но ты испытываешь то же самое, когда тебя вызывают к доске, и это вызвано твоей тревогой.

Ты заметил, как быстро пришёл/пришла в себя после качелей? Точно так же ты быстро придёшь в себя после того, как тебя вызовут к доске. В общем, научите ребёнка не бояться этих физических ощущений. Да, они приносят дискомфорт, но это просто тревожность (и ничего больше.) Она должна отступить достаточно быстро.

4. Избавьте ребёнка от бесполезных ритуалов

Если у вашего ребёнка есть ряд странных традиций, скажем, он может почистить зубы, только включив/выключив воду ровно четыре раза, значит, пришло время эксперимента.

Предложите ребёнку узнать, что случится без соблюдения «ритуала». Безусловно, он воспримет этот предложение так, будто вы предложили ему надеть кофту наизнанку.

Но продолжайте мягко настаивать, призывайте проявить любопытство.

Вы должны признать, что отказ от «ритуала» может быть болезненным. Но если ребёнок настаивает, что постучать карандашом по столу ровно семь раз — это единственный способ привести мир в порядок, предложите проверить эту теорию.

Если вы сами являетесь частью странного «ритуала», например, ребёнок просит вас складывать одеяло строго симметрично, то соберитесь с силами и твёрдо откажите. Почему? Принимая участие в ритуале, вы отправляете сигнал, что в ином случае неизбежно произойдёт что-то плохое.

Тем самым вы каждый день как бы говорите о том, что ребёнок не справится без поддержки со стороны. Приготовьтесь к слезам. Будьте строги, но в тоже время поддержите ребёнка, ведь «ритуал» для него крайне важен и ценен.

Но всё же в долгосрочной перспективе намного важнее донести до ребёнка, что безопасность никак не зависит от пожелания «спокойной ночи» нужным тоном или ровно в трёх объятьях перед дверями школы.

5. Дайте ребёнку выговориться

Хотя бы несколько минут в день давайте как можно меньше указаний, как можно меньше советов. Порой родители спрашивают, как это может помочь ребёнку. Вы определённо не виноваты в тревожности своего ребёнка, но изменение определённых сценариев поведения может реально помочь.

Обратите внимание на то, как вы говорите с ребёнком. Огромный процент наших коммуникаций с ребёнком — это указания и советы. Для склонного к тревожности ребёнка всё это похоже на критику. И эта «критика» возникает в достаточно неожиданных местах.

Иногда вопросы «ты не хочешь начать делать домашнее задание?», «почему бы не добавить красные кубики к твоей башне?» воспринимаются именно как критика. Даже какие-то бытовые образовательные моменты выглядят как экзамен: «Ты можешь прочесть эту надпись? Какой это цвет?» Иногда даже комплимент похож на критику: «Хорошая работа, ты движешься вперёд, хотя впереди ещё много работы».

Решение не в том, чтобы дать ребёнку полную свободу. Вам всё ещё нужна уверенность, что дома всё в порядке, а домашнее задание сделано.

Но хотя бы на несколько минут в день прикусите язык и позвольте ребёнку быть главным в разговоре. Как можно меньше давления, как можно меньше указаний, как можно меньше интенсивности во фразах.

Просто покажите, что вы действительно его слушаете. Помните, что сейчас ребёнок — главный в разговоре.

«Я рад, что ты рассказал о своём дне» отличается от «Что ты сегодня выучил в школе?». Хотя бы несколько минут в день не устраивайте из разговора контрольную работу

Вместо того, чтобы давать советы или решать задачу за ребёнка, обдумайте всё, что он вам рассказал. «Кажется, ты очень нервничаешь перед школой завтра» окажется гораздо лучше фразы в стиле «Здесь не о чем беспокоиться».

Так вы показываете, что прекрасно понимаете чувства ребёнка. Как правило, тревожность сопровождается чувством беспомощности.

Когда вы перестаёте давать советы или указания, дети начнут ощущать себя в позиции силы, они поймут, что сейчас у них больше возможностей контролировать ситуацию.

Тревожность — это всегда знак неуверенности, неспособности ответить на вопрос «смогу ли это сделать?». Проработка ситуаций и подготовка к тому, чтобы справляться со своими страхами, — лучший способ подарить ребёнку чувство уверенности в своих силах. Результат? Уверенный в себе ребёнок и, как следствие, уверенный в себе взрослый.

Источник: https://mel.fm/blog/inna-gentle/26943-5-poleznykh-sovetov-psikhologa-kotoryye-spasut-rebenka-ot-trevozhnosti

Как избавиться от тревожности учеников на уроке? Советы для учителя и упражнения для ученика

7 способов помочь школьнику справиться с тревожностью

Тревожность — широкое понятие, в которое входят разнообразные варианты неблагополучного с эмоциональной и психологической точки зрения состояния ребенка.

Причины тревожности разнообразны: это могут быть отношения с учителем и одноклассниками, низкая самооценка и неуверенность в своих знаниях, стрессовая ситуация на контрольной работе и боязнь отвечать устно — каждая из этих причин может вызвать или усилить проявления тревожности у ребенка.

При этом давно установлен факт того, что развитие многих соматических заболеваний провоцируется некомфортным эмоциональном состоянием человека, особенно тем, которое продолжается в течение длительного периода времени. Поэтому тревожность опасна для здоровья школьников.

Нельзя забывать и о вероятных психологических проблемах, вызываемых постоянной или периодически возникающей тревожностью. Это могут быть нарушения нейротичного характера, развитие депрессии.

Мотивом деятельности школьника в этом случае становится не желание достичь успеха, положительного результата, интерес предмета, а стремление избежать промахов, неудач.

В социальном отношении высокий уровень тревожности не позволяет ребенку адекватно себя оценивать, на равных общаться со сверстниками, одноклассниками. Часто у таких детей нет друзей, они некоммуникабельны.

Таким образом, тревожность негативно сказывается на всех сферах жизни ребенка, поэтому педагог должен постараться не только своим стилем преподавания не стать причиной развития тревожности у детей, но и научиться помогать своим ученикам ее преодолевать, избавляться от нее.

Почему на уроках возникает или усиливается тревожность?

К причинам, которые стимулируют развитие состояния тревожности у детей во время уроков, психологи относят следующие факторы.

  • Учебные требования, не соответствующие способностям и интеллектуальным возможностям ребенка.
  • Соматические болезни, психологические нарушения, нестабильный эмоциональный фон в семье.
  • Авторитаризм учителя в общении с детьми. Пренебрежение со стороны педагога к индивидуальным, личностным особенностям детей.
  • Противоречивость в требованиях: педагог не последователен в своих запретах, требованиях.
  • Несогласованность в оценке деятельности, методах усвоения учебного материала между родителями (внутри семьи между собой, другими членами семьи) и педагогами.
  • Равнодушное отношение к ребенку или неуверенность в себе со стороны учителя.
  • Смена классного коллектива, школы. Причем не обязательно это касается только младших школьников. Нередко подобная реакция возникает и у старшеклассников.

Избавляемся от стрессообразующих факторов на уроке

Предлагаем несколько способов предупреждения детской тревожности в школе.

  • Не следует сравнивать ученика с другими детьми. Акцентируйте  внимание на его собственном развитии, движении и достижениях.
  • Создавайте ситуацию успеха для детей, найдите, в чем именно ребенок себя проявляет с положительной стороны, подчеркивайте это.
  • Если у ребенка имеются предпосылки для высокого уровня тревожности, то старайтесь избегать каких-либо негативных высказываний.
  • Практикуйте предварительные «проигрывания» заведомо волнительных ситуаций (концерта, экзамена).
  • На уроках изучения нового материала, освоении умений не торопитесь сами и не подгоняйте тревожных детей, потому что временной дефицит также является одним из факторов повышения уровня волнения, беспокойства школьников.
  • Четко и понятно формулируйте свои требования и последовательно, систематически добивайтесь их исполнения всеми детьми.
  • При выставлении отметки объясняйте ребенку, почему вы поставили именно ее.
  • Стройте урок так, чтобы мотивировать школьников на усвоение новой информации, умений. Не пугайте детей возможным наказанием за неисполнительность, не делайте наказанием дополнительные задания и упражнения.
  • Исключите публичное (в присутствии других детей, педагогов) обсуждение тревожащих ребенка вопросов, его несоответствующего требованиям педагога поведения, учебных достижений.
  • Принимайте и уважайте учеников, не зависимо от их успехов.
  • Непосредственно перед проверочными, контрольными работами и подобными заведомо сложными ситуациями поддерживайте детей, приободряйте их, настраивайте на работу. Отдельным ученикам можно напомнить об их достижениях ранее.
  • Если ребенок не уверен в себе и именно это становится причиной тревожности при контроле знаний, помогите ребенку, напомните ему, как выполняется задание или подскажите другим способом.
  • Выучите сами и научите детей несложным дыхательным упражнениям для расслабления (они не займут много времени, не помешают образовательному процессу).
  • Помимо вербальных средств воздействия на ребенка важно, помните и о невербальном общении. Следите не только за своей речью, ее темпом и громкостью, но и жестикуляцией, взглядом, позами. Ученики начальной школы придают большое значение тактильному контакту. Внешний вид педагога, выбор цветовой гаммы в одежде также может оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на психологическое состояние детей. К примеру, темно-синий цвет в одежде педагога значительно снижает уровень волнения у школьников.

Упражнения на предупреждение и снижение тревожности

Вот несколько упражнений, чтобы избавиться от тревожности. Педагог может практиковать их время от времени на уроках и внеурочных занятиях, рассказать о них родителям.

Храбрец

Игра в Храбреца помогает преодолеть волнение, тревожность. Лучше подобрать героя мультфильма, сказки, истории, компьютерной игры, который интересен самому ребенку. В этом упражнении ученик поочередно исполняет две роли — Испуганного ученика и Храбреца.

Сначала учитель предлагает ребенку рассказать о своих переживаниях в роли Испуганного ученика. Затем школьник садится на другое место и говорит от имени Храбреца. Таким образом строится диалог между персонажами, в котором, как правило, сам ребенок убеждает себя в том, что нет повода, необходимости волноваться.

Учитель корректирует ситуацию, направляет разговор в нужное русло, следит, чтобы беседа закончилась репликой Храбреца.

В конце упражнения взрослый спрашивает ребенка, каким он считает Храбреца. Важно акцентировать внимание на положительных характеристиках («смелый», «отважный», «ничего не боится»).

Затем учитель просит ребенка повторить: «Я смелый, отважный, ничего не боюсь». Эти утверждения нужно повторить 3-5 раз.

После чего учитель подводит итог: «Я верю, что ты — настоящий Храбрец, только это пока не часто проявляется».

Нарисуем страх

Это упражнение поможет ребенку изменить свое отношение к тревожащим его ситуациям.

Учитель предлагает ученику нарисовать его Страх.

Важно, чтобы на бумаге получилось изображение чудовища, в котором отражается «Все самое-самое страшное», затем в рисунок добавляются смешные, забавные детали (можно совместно учителем и учеником или только учеником). Рисуя их, ребенок сможет посмеяться над своим собственным страхом. Нужно, чтобы изображение перестало вызывать негативные эмоции, а стало смешным, нелепым.

На втором этапе упражнения чудовище нужно уничтожить. Лучше всего закрасить весь рисунок сплошным цветом (но предпочтительнее не темными, а светлыми красками). Затем учитель предлагает ученику порвать и выбросить получившуюся картинку, попрощавшись со своим Страхом.

Страна спокойствия

Сопровождать выполнение упражнения можно спокойной, приятной музыкой или рассматриванием картин. Педагог просит ученика пофантазировать вместе с ним, написать историю о Стране спокойствия.

Это может быть как сочинение только ребенка, так и ребенка совместно со взрослым. В ней нужно подробно описать, как выглядит Страна спокойствия, что в ней есть. Какая там природа, какие живут персонажи, чем они занимаются.

Что у них происходит приятного и интересного, смешного. Какие там школьники, как они учатся, чем интересуются.

Такое упражнение отвлечет ребенка от волнующих его мыслей, поможет избавиться от тревожности, настроит на спокойное настроение, легкое общение, а также поможет в развитии его воображения, творческих способностей.

Два плюса

Это скорее, не упражнение, а психологический прием. Когда учитель слышит, что ребенок выразил негативную оценку своей учебы, он должен привести два аргумента положительного характера (два «плюса»), касающихся этой ситуации. Важно, чтобы аргументы были конкретными, правдивыми.

Источник: http://pedsovet.su/metodika/6835_trevozhnost_detey

Школьная тревожность: причины появления и как избавиться

7 способов помочь школьнику справиться с тревожностью

30.08.2018

Доброго времени суток, уважаемые читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет школьная тревожность. Вы узнаете, каковы характерные признаки данного состояния. Выясните, по каким причинам оно возникает. Поговорим о способах борьбы с тревожностью.

Общие сведения

Школьной тревожностью называют комплекс понятий, который включает в себя эмоциональное неблагополучие ученика в школе. Тут имеет место взаимодействие с объектами в школьной среде: здание школы, человеческий фактор (ученик – учитель), программа обучения.

Актуальность данной проблемы в следующем:

  • тревожность в школе является проявлением школьной дезадаптации;
  • она негативно воздействует на все сферы жизнедеятельности ребенка, в том числе на общение со сверстниками и состояние здоровья и психики, как в школе, так и за ее пределами.

Возможные причины

Тревожность у детей, которая появляется при хождении в школу, может развиваться под воздействием определенных факторов. К ним относят:

  • неподходящее физическое пространство, в котором вынужден находиться ребенок, например, когда стены в школы окрашены в цвет, который вызывает раздражение;
  • сильные перегрузки по учебе;
  • неоправданные ожидания родителей, оказание давления на ребенка, когда он не достигает нужных высот;
  • плохие взаимоотношения с педагогом, непринятие ребенка в школьном коллективе, в частности, сверстниками;
  • невозможность ученика осваивать школьную программу;
  • необходимость перехода в новый класс, знакомство с новым коллективом.
  1. Учебные перегрузки достаточно часто влияют на развитие тревожности. Научно доказано, что у детей, которые прозанимались в школе полтора месяца, значительно снижается работоспособность. Вследствие чего и развивается волнение и тревожность. Ребенок также перегружается на протяжении обычной школьной недели, когда имеет место повышенная нагрузка. Считается, что продолжительность урока также влияет на развитие тревожности. Установлено, что первые 30 минут занятия ученик собран, заинтересован, работоспособность на нормальном уровне. В последние 15 минут он уже не может сидеть спокойно.
  2. Проблемы с освоением программы. Иногда детям трудно освоить материал, который предлагает современная школьная программа. Далеко не каждому ученику под силу выполнить все, что от него требуется в школе. Ситуация может осложняться слишком сложной программой, например, когда ребенка переводят в гимназию или в класс с углубленным изучением определенных предметов. Случаи, когда уровень развития ребенка не соответствует программе. При наличии педагогической некомпетентности у учеников младших классов может иметь место синдром хронической неуспешности.
  3. Очень часто завышенные требования родителей к успеваемости ребенка вызывают тревожность у отпрыска. Мама с папой хотят видеть в своем сыне или дочери отличника. В ситуации, когда ребенок не может справиться с их ожиданиями, у него появляется тревожность, он переживает, волнуется, понимает, что огорчит своих родителей. У школьника может иметь место внутриличностный конфликт. И хорошо, если ученик способен соответствовать ожиданиям своих родителей, даже если раньше у него что-то не получалось, вытягивает себя, улучшая свои показатели. Но беда в том, что у учителя может сложиться стереотип, что этот ребенок двоечник и он никогда не станет ставить ему отличных как бы тот не старался.
  4. Сложные отношения с педагогом также нередко могут влиять на возникновение тревожности. Педагог может оскорблять своих учеников и даже применять физические наказания. Также может использоваться рассуждающий методический стиль ведения занятия, когда учитель одинаково требовательно относится ко всем детям и тем, кто преуспевает в учебе, и к тем, кто является более слабым. Такой педагог нетерпим даже к самым незначительным нарушениям дисциплины, допускаемые ребенком ошибки приводят к оцениванию его личности. В классе у такого учителя дети боятся подходить к доске, отвечать на уроке, бояться совершить ошибку. Также могут иметь место ситуации, когда педагог выделяет одного ученика среди всего класса, отмечает его успешность, указывает на отставание других учеников. Также может иметь место обратная ситуация, когда внимание концентрируется на одном ученике, но при этом его не хвалят, а наоборот оскорбляют и принижают на глазах всего класса.
  5. Нередко тревожность развивается перед контрольными, экзаменами. Когда на ребенка возложена большая ответственность, он должен показать, как усвоил материал, что осталось у него в голове. Такой ученик будет сильно волноваться, переживать, справится ли он со своей задачей, получит ли нормальную, достойную оценку. Ситуация может усугубляться, если школьника наказывают дома за плохие результаты на уроках, в частности, на контрольных.
  6. Переход в новую школу может, как придать сил, стать мотиватором для учебы, так и развить тревожность, а иногда и сильный стресс. Когда ребенок попадает в новый коллектив, где вокруг много незнакомых детей, которые между собой уже перезнакомились, он начинает волноваться по поводу того, как его примут. В ситуации, когда дети не воспринимают нового ученика, а если имеет место буллинг в школе, тревожность будет развиваться ускоренными темпами, а желание посещать школу пропадет.

Характерные признаки

Чувство беспокойства может проявляться при выполнении домашнего задания

  1. Учитель начинает жаловаться на то, что ребенок невнимательно ведет себя на уроках.
  2. У сына или дочери пропадает желание посещать школу.
  3. У ребенка возникают проблемы с выполнением домашних заданий, он постоянно отвлекается.

  4. Малыш слишком старается, находясь дома, чтобы результат был на «отлично». Переписывает задания по несколько раз. Выполняя домашку, его посещает сильное беспокойство.
  5. Ребенок стал излишне застенчивым.
  6. Малыш плохо засыпает, его тревожат ночные кошмары.

  7. У ребенка усиливается потоотделение, появляются проблемы с пищеварением, часто наблюдаются холодные руки, возможно исчезновение аппетита, головные боли без причины.
  8. У ученика возникают определенные страхи, родители начинают замечать, что он часто находится в расстроенном состоянии, стал беспокойным, нередко плачет.

  9. Появилась неуверенность в себе, ребенку сложно браться за новое дело.
  10. У ученика замечена раздражительность и агрессия без причины.

Диагностика

Учитель должен понаблюдать за учеником, обратить внимание на его состояние на уроках и перемене

Опытный педагог при знакомстве с классом сразу выявит детей, имеющих эмоциональное неблагополучие.

Но окончательные выводы должны быть сделаны после определенных наблюдений за конкретным ребенком.

Причем наблюдать за ним необходимо, как во время уроков, так и на перемене, в разное время, в разные дни недели.

Для того, чтобы правильно диагностировать наличие тревожности, нужно обратить внимание на присутствие таких признаков:

  • сложности с концентрацией внимания;
  • беспокойство;
  • мышечное напряжение, проявляемое на лице и шее;
  • раздражительность.

Тревожность в школьных стенах можно определить при помощи опросника Лаврентьева и Титаренко. При помощи шкалы, которая была разработана Кондашем, удается узнать про школьную тревожность у подростков с 8 по 11 классы. Данный метод также позволяет определить основные причины ситуации.

Способы борьбы

Нередко справиться с ситуацией помогает общение с психологом

Для коррекции тревожности школьника используются такие способы.

  • Ролевые игры. Суть этого метода в том, чтобы дети поняли, что учитель является обычным человеком, а не страшным взрослым.
  • Педагог общается с учеником, указывая на то, что при прикладывании определенных усилий, ребенок способен добиться больших успехов.
  • Ситуация успеха. Ребенку дают задание, которое ему под силу. Он с легкостью с ним справляется, при этом о его результате становится известно всем близким и одноклассникам, что позволяет повысить уверенность в своих силах.
  • Участие родителей:
  • важно ежедневно хвалить своего отпрыска, рассказывать другим членам семьи о его достижениях;
  • недопустимо, чтобы кто-то близкий оскорблял ребенка, указывая на его несостоятельность, унижал его достоинство;
  • нельзя требовать от ученика, чтобы он непременно извинился за проступки, лучше просить его объяснить суть своих действий;
  • недопустимо угрожать ребенку, что он будет наказан таким способом, который Вы не сможете привести в исполнение;
  • родители должны почаще обнимать своего малыша — необходимо понимать, что ласковые прикосновения позволят повысить уверенность в себе, ребенок начнет доверять окружающим и миру;
  • не прибегайте к соревнованиям, в которых берут во внимание скорость выполнения;
  • не сравнивайте своего малыша с другими детьми, указывая на их превосходство;
  • будьте честным со своим сыном или дочерью, не обманывайте;
  • станьте примером уверенности, ориентиром в жизни для своего чада;
  • принимайте ребенка таким, каким он есть, любить его вместе со всеми недостатками и проблемами;
  • необходимо понимать, что со временем тревожность перерастет в панические атаки, ребенок сделает вывод, что необходимо прогуливать уроки — в этом он будет видеть единственное спасение от своих неудач;
  • сравнивайте исключительно достижения малыша за сегодня с его былыми успехами, никогда не равняйтесь на других детей;
  • не нужно ставить слишком высокие требования к своему сыну или дочери;
  • не допускайте частых замечаний, не наказывайте ребенка за каждый проступок.

Когда не получается справиться самостоятельно, необходимо обратиться за помощью к психологу. Для начала можно пойти к школьному специалисту.

  1. Психолог расскажет, как нужно создавать ситуации успеха, как контролировать нагрузки эмоционального характера, как правильно создать дневной распорядок.
  2. Будет проведена глубокая психодиагностика.
  3. Работа с учеником, которая направлена на актуализацию тревоги, символическое уничтожение, выработка новых поведенческих реакций в тревожных ситуациях.
  4. Если есть необходимость, ребенка определяют в группу, занимающаяся развитием коммуникативных навыков.

Теперь Вы знаете, какой может быть тревожность школьника. Родители должны понимать, что подобное состояние ребенка не позволит ему нормально учиться, сосуществовать в школьном коллективе. Выявив у своего малыша, характерные проявления, не пускайте ситуацию на самотек, сразу приступайте к активным действиям.

Школьная тревожность: причины появления и как избавиться Ссылка на основную публикацию

Источник: https://psycho4you.ru/lichnost/strahi/shkolnaya-trevozhnost-u-detej

Не волнуйтесь понапрасну. 5 способов избавиться от детской тревожности

7 способов помочь школьнику справиться с тревожностью

Дети с повышенной тревожностью часто бывают подавленными, им трудно общаться с окружающими, потому что они воспринимают мир как пугающий и враждебный. Такие дети нерешительные, они не могут отличить важное от неважного, постоянные волнения их изматывают и лишают жизненных сил. Что делать, если ваш ребёнок часто беспокоится без повода, рассказывает детский психолог Анжелика Объедкова.

Анжелика Объедкова, детский психолог

Тревогу нельзя назвать разрушительным чувством, потому что она в каких-то ситуациях помогает избежать опасности и решить проблемы. Но если это чувство проявляется в благополучных ситуациях и становится устойчивой чертой личности ребёнка, то это повод задуматься.

Найти причину

В детском возрасте она не обязательно может быть вызвана внешними факторами. Тревога может возникнуть из-за некоторых проблем при родах, во время беременности мамы. Это состояние может не покидать ребёнка уже после рождения.

При этом тревога не всегда находит своё выражение в страхе и может не осознаваться ребёнком. Отличие страха от тревоги в том, что страх может быть ситуативным или вызванным конкретным воздействием со стороны.

С ним бороться проще, особенно в младшем возрасте, с тревогой же дело обстоит намного серьёзнее.

Если мы говорим о периоде первых лет жизни малыша, то здесь причинами появления тревожности могут быть: чрезмерная опека, отсутствие свободы действий, постоянный контроль и слишком эмоциональная реакция родителей. К ним же относится отсутствие внимания.

В этом случае ребёнок переживает по поводу своей безопасности и не понимает, почему он никому не нужен.

В некоторых случаях у ребёнка такие чувства могут появиться после рождения брата или сестры, редко источником беспокойства могут быть неправильные приёмы воспитания в детском саду или школе.

Но если родители обеспечивают чувство безопасности своему ребёнку, то со всем этим он легко справится. Отсутствие контакта с другими детьми тоже может повлиять на возникновение тревоги. Поэтому родители должны социализировать малыша до отправления его в детский сад.

Как справиться?

Нужно отчётливо понимать, что причины появления постоянной повышенной тревожности у ребёнка связаны, в первую очередь, с ситуацией в семье. Чтобы разобраться в происходящем:

  1. Обратитесь к детскому психологу и вместе с ребёнком посетите пару занятий.

  2. Если такой возможности нет, поговорите с ребёнком о его состоянии. Это должна быть непринужденная душевная беседа с заинтересованным слушателем. Желательно, чтобы это был не один разговор.

  3. Организуйте совместную деятельность с ребёнком, чтоб он мог почувствовать себя частью семьи. Здесь можно создавать ситуацию успеха, другими словами, хвалить для поднятия самооценки.

  4. Постарайтесь снять напряжение. Это может быть рисование, прослушивание перед сном спокойной музыки, телесный контакт, в том числе массаж лица, плеч, спины — он очень хорошо помогает снять напряжение.

  5. И самое главное — не тревожьтесь сами. Дети это очень хорошо чувствуют и впитывают как губки. Поэтому если вы тревожитесь, то логично, что ребёнок будет испытывать те же эмоции.

Если тревога ситуативная, то здесь другая схема действий. Нужно аккуратно создавать ситуацию столкновения с ней, тогда постепенно ребёнок будет понимать, что волноваться повода нет.

Разберём на примере: у ребёнка тревожность появилась из-за того, что он начал ходить в детский сад.

Она может проявляться плаксивостью, плохим сном и аппетитом, нарушением стула, поднятием температуры, нежеланием говорить о детском саду, нежеланием отпускать маму даже в магазин. Здесь важно действовать последовательно.

Не нужно расхваливать детский сад и убеждать, что там всё будет прекрасно, так как после таких убеждений ребёнок ещё больше разочаруется, справиться ему с тревожностью будет ещё сложнее. Лучше начать посещать с ним детские площадки и создавать ситуации, в которых он сам захочет пообщаться с другими ребятами.

Можно вместе посмотреть фотографии других малышей из детских садов, а затем провести небольшой экскурс по детсаду, посмотреть, что там происходит. Каждый день объясняйте ребёнку, почему он должен оставаться с другими взрослыми на некоторое время. В течение недели посещайте детский сад вместе, обсуждая каждый прошедший день.

После этого можно предложить малышу остаться там на один день без мамы или папы. Когда ребёнок согласится, родители могут начать его оставлять с педагогами на половину дня. При хорошем исходе он успокоится и начнёт с радостью посещать детский сад.

Для того, чтобы чувство повышенной тревожности у ребенка не возникало, нужно создать и поддерживать комфортную гармоничную обстановку в семье. Разговоры по душам в конце дня, обсуждение всего произошедшего помогают предотвратить многие психологические проблемы у детей, в том числе и тревожность.

Не нужно забывать и про объятия, совместные игры с детьми, про добрые слова. Главное то, что родители должны вовремя понять, что их ребёнок переживает.

Анастасия Куратова

Tomsickova Tatyana, altanaka / Shutterstock.com

Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/11781

7 способов помочь человеку с тревожным расстройством

7 способов помочь школьнику справиться с тревожностью

SHVCHNKO.COM

Советы психолога

Тревога негативно сказывается на жизни человека. В состоянии тревоги мы выпадаем из состояния “здесь-и-сейчас”. Человек в тревоге может часами рассуждать о жизненных сложностях, тупых политиках, плохой экономике и пр. Но, все эти мысли не имеют непосредственного отношения к самой тревоге. Более того, мышление человека при тревоге искривляется, при тревоге мы склонны к негативному предсказанию будущего, катастрофизации, руминации.. Я бы сказал, что если человек переживает тревогу, он всегда найдет по какому поводу тревожиться. Помощь тревожному заключается не в том, чтобы выслушивать часами его переживания и не в том, чтобы начать жить его жизнь, вместо него. Помощь при тревоге заключается в том, чтобы поддержать человека в его избавлении от тревоги. Это непросто, но возможно.

Тревога – довольно популярный симптом нашей современной жизни. И мы должны отличать нормальную тревожность (состояние, которое переживает каждый перед сложным заданием, публичным выступлением, свиданием) и тревожное расстройство (когда состояние тревоги явно выходит за рамки события, которое его породило или становится фоновым).

Определить тревожное расстройство может помочь статья:

Распространенными симптомами тревожного расстройства могут быть избегания совершения необходимого действия, концентрация на негативе, проблемы сна. Сложно наблюдать когда тревога овладела вашим близким человеком. Более того, тревога близких часто может провоцировать тревогу у вас.

Как можно помочь тревожному человеку?

Тревожность – это особенность присуща всем людям, а не недостаток вашего близкого. Большинство из нас иногда испытывают беспокойство, которое, в целом, является полезной эмоцией. Беспокойство помогает увидеть и устранить потенциальные угрозы, уделять больше внимание социальной реализации, иногда спасает от обмана со стороны.

По сути, если беспокойство усиливает бдительность человека – она полезна и способствует его успешному взаимодействию с другими. Если же объект беспокойства не очевиден и вы ничего не можете сделать, чтобы снизить уровень угрозы – оно может вызвать тревогу.

Когда тревога появляется, многие люди не знают что с ней делать, они начинают применять нежизнеспособные стратегии блокирования тревоги.

Такими стратегиями могут быть:

  • руминация или бесконечное обдумывание – многократное “пережевывание” прошлого или фантазирование, тревога по поводу будущего;
  • избегания триггеров тревоги – уклонение от принятия решения по важному вопросу, избегание потенциально “опасных” пространств и людей;
  • компенсирующее поведение – перфекционизм, для снижения синдрома самозванца, ритуальные действия.

Стратегиями купирования тревоги человек может краткосрочно снизить ее уровень, но в длительной перспективе тревожность только возрастет и может перерасти в более серьезные проблемы. Эти же стратегии часто мешают отношениям с близкими и отталкивают окружающих. Например, вас. Несмотря на то, что тревога и стратегии по ее купированию могут быть неприятными и отталкивающими для окружающих, все же есть действия, которые вы можете сделать для помощи тревожным людям. Приведенные ниже 7 способов помощи человеку с тревожным расстройством впервые были сформулированы Элис Бойес в ее книге “The Anxiety Toolkit”.

Способы помощи при тревожности:

Тревога у разных людей может проявляться по-разному. Иногда проявление тревожности другого человека может сильно отличаться от привычных вам форм. Психологи знают самые разные формы проявления тревожности: от избегания и игнорирования до гиперактивности и перфекционизма. Если вы хотите помочь человеку в состоянии тревоги, вам следует изучить его привычные проявления тревожности.

Даже само осознание того, что человек не избегает вас, а таким образом переживает тревогу, помогает вести себя более конструктивно и не впадать в эмоции.

Это довольно сложный способ. Он предполагает близкие и искренние отношения с тем, кто тревожится. Человеку с приступом тревоги нужно не только признать наличие тревоги, но также установить какой способ поддержки ему больше всего подходит. Запомните, это именно тот случай, когда лучше не угадывать, а спрашивать. Однако существуют закономерности, которые могут подсказать в выборе направления. Часто люди, у которых тревога развилась на фоне прекращения отношений с партнером (его уходом) склонны к поддержке в виде активных, деятельностных ходов. Например, помощь в планировании, перераспределения обязанностей. Люди, с эмоциональными зависимостями больше ценят действия и слова, направлены на укрепления их союза с вами. Фразы наподобие: “Мы справимся с этим вместе”, “Мы одна команда”, “Мы любим друг друга и преодолеем эти сложности вместе” могут снизить тревогу вашего партнера. Не стоит воспринимать эти варианты, как панацею для любого случая. Это шаблоны и они должны быть адаптированы к конкретным ситуациям.

Понимание того, что помощь может быть предложена различными способами и лучше выбирать опираясь на личность вашего партнера, помогает снизить тревожность.

Хорошо зная человека с тревожным расстройством, вы можете изучить паттерны его тревоги. Например, зная триггеры тревоги и заметив их в поведении своего партнера вы можете привлечь его внимание к ним.

Бывает, что накануне приступов тревоги, человек слишком серьезно начинает относится к работе, суетится. Однако, мы должны понимать, что иногда со стороны все видится по-другому и человек с тревожным расстройством может иначе оценивать те же факты.

Важно найти способы, которые не будут вызывать возражения или раздражения.

Вы не сможете заменить собой квалифицированного психолога. Однако есть доступные методы, которые могут помочь вам в помощи тревожному человеку. Как правило, обеспокоенные люди склонны к негативному мышлению, катастрофизации. Они склонны интерпретировать все события и процессы в контексте худшего исхода. Вы можете попросить человека в тревоге озвучить три сценария развития событий, отвечая на конкретные вопросы:

  1. Что может случится худшее в этой ситуации?
  2. Какой самый лучший вариант развития событий?
  3. Какой вариант вероятный, наиболее реалистичный?

Размышления о том, что есть варианты в развитии ситуаций, которые изначально кажутся катастрофическими и даже трагическими, позволяет оценить их более трезво, снять излишнюю эмоциональную реакцию.

При этом важно, не убеждать человека, что его страхи не сбудутся. Намного важнее донести идею, что человек может справиться со сложностями, которые на данный момент ему кажутся “неподъемными”.

Тревога создает огромный дискомфорт и переживания для тех, кто ее испытывает. Для избегания или снижения тревоги, человек может выработать свою стратегию. Важно понимать, что следование такой стратегии может укрепить мнение человека в том, что он делает.

Например, если человек выбирает стратегию избегания, то часть из того, что он избегает будет переложено на окружающих. Так, один из клиентов тревожился по поводу посещения помещений органов власти, ЖЭКов и пр., где людям приходится подолгу ожидать в очередях.

В этом случае будет неправильно начать вместо него решать вопросы, которые требуют находится в очередях. Человек запомнит эту стратегию и начнет еще сильнее избегать подобных ситуаций.

Важно руководствоваться принципом: помогать значит поддерживать человека в его действиях, а не взваливать его заботы на себя.

Бывают случаи, когда тревога выходит за рамки нормы или случается в сочетании с более серьезными симптомами, как то: депрессия, обсессивно-компульсивное расстройство, панические атаки. Как быть в такой ситуации? Нужно четко понимать, что вы не можете помочь человеку во всем. Есть ситуации, в которых эффективно как можно скорее обратиться к психологу. Но, то, что вы можете сделать – избегать стигматизации симптомов. Любые психологический проблемы – это временное явление и оно ничего не говорит о личности человека. Не нужно стыдиться или требовать, чтобы человек “взял себя в руки”, “перестал быть тряпкой”, “попустился” и прочее. Эти попсовые советы только усложняют состояние человека. Относитесь к тревоге, как к временному явлению. Она не меняет того, кем ваш близкий является для вас. Позвольте ему об этом узнать. Вы должны четко осознавать, что максимум на что вы способны – помочь, поддержать тревожного человека. Не вылечить, не исцелить, а помочь. Появления у вас ответственности за его самочувствие является признаком того, что вы взяли на себя слишком много. Возможно у вас так проявляется ваше личное тревожное расстройство. Ваша поддержка не должна заключаться в “вваливание” в тревожный мир человека. Научные исследования подтверждают, что физические упражнения, даже обычная прогулка значительно снижает уровень беспокойства. Если вы можете прогуляться вместе или пойти на занятия йогой – это намного более полезное мероприятие, чем просто выслушивать несколько часов тревоги человека. И даже, если вам приходится обсуждать все, что тревожит вашего близкого, договаривайтесь сразу о времени, сколько будет длиться такой разговор. Иногда вам будет казаться, что вы не справляетесь и не можете помочь. Переживания обиды, вины, гнева, отчаяния являются индикаторами, что вы тоже начинаете погружаться в тревогу.

Сможете ли вы помочь другому справится с его тревогой, если сами тревожитесь? Помните правила одевания кислородной маски? Вначале одеваем на себя, затем на близкого.

Честно признаюсь, я думаю, вместо 7 способов помочь человеку с тревожным расстройством можно дать один действенный совет. Обратитесь к психологу и выполняйте его рекомендации. Однако в тех случаях, когда обратиться к специалисту сложно или человек отказывается, приведенные выше способы позволят вам помочь близкому с тревогой и снизят негативное воздействия тревоги на вас.

Поддержите проект и поделитесь этим постом в социальных сетях:

Другие публикации по психологии:

Источник: https://shvchnko.com/7-sposobov-pomoch-cheloveku-s-trevozhnim-rasstrojstvom

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.